Проезд в автобусе должен стоить 500 тенге…
Опубликовано Редактором. 13 октября 2025 г. 12:07
Эксперт из Казахстана предложил отменить субсидирование перевозчиков
Эксперт Олжас Байдильдинов заявил, что проезд в общественном транспорте Астаны и Алматы должен стоить 500 тенге вместо текущих 110-120 тенге.
По мнению Байдильдинова, государственные субсидии в сфере общественного транспорта непрозрачны и коррупционны, и не не улучшают качество услуг. Сообщает NUR.KZ.
Стоимость проезда может отличаться в регионах (например, в Астане она составляет 110 тенге, а в Алматы – 120 тенге), но главная ее особенность – субсидии за счет государства. То есть бюджетные деньги покрывают часть расходов компаний, оказывающих услуги ОТ, что позволяет снизить цены на проезд. Однако, как отмечает в своем Telegram-канале Олжас Байдильдинов, эксперт в сфере нефти и газа, обеспечение государственной субсидией сферы ОТ создает риски и проблемы в отрасли, а реальная стоимость проезда должна быть больше.
Так, эксперт отмечает, что по словам самих компаний-перевозчиков в Павлодаре безубыточная цена проезда должна составлять 345 тенге. При этом он указывает, что им не выплачивают субсидии уже третий год.
«Я об этом также пишу уже давно: госсубсидии в этой сфере непрозрачны, коррупциогенны по своей природе и не несут какого-либо качества для пользователей.
Проезд в Астане и Алматы должен стоить 500 тенге (на сессиях Маслихата ранее называли безубыточные цены в 450 тенге). Только в Алматы в прошлом году на субсидии автобусных перевозок выделили около 200 млн долларов. Вы видите качество?» – отмечает эксперт.
Необходимость повышения цен Олжас Байдильдинов объясняет тем, что в сфере ОТ нужна прозрачная конкуренция. Также он предлагает внедрить разные цены в зависимости от расстояния поездки пассажира.
«Предлагаю убрать нерыночные и непрозрачные субсидии автобусным паркам, отпустив цены в рынок. Все равно рано или поздно к этому придем», – считает эксперт.
Министерство энергетики отреагировало на публикации в СМИ, в которых дано мнение Олжаса Байдильдинова о стоимости проезда в общественном транспорте. В министерстве отметили, что в некоторых публикациях Олжас Байдильдинов указан как член Общественного совета при Министерстве энергетики. В связи с этим в адрес Минэнерго от журналистов поступают запросы касательно его высказываний.
«Олжас Байдильдинов не является членом Общественного совета при Министерстве энергетики РК. Высказанные им суждения по вопросам формирования тарифов на услуги общественного транспорта сделаны в личном качестве, как экспертное мнение, и не отражают официальную позицию государственных органов Республики Казахстан», - заявили в Минэнерго.
Здесь добавили, что формирование тарифов на услуги общественного транспорта относится к компетенции местных исполнительных органов, то есть акиматов.
«Данный вопрос не находится в рабочей повестке Министерства энергетики и не входит в сферу его деятельности», - говорится в комментарии.
Фото: iagorod.kz