Карьерный рост

Автор Ирина Старикова. 6 августа 2025 г. 16:13

Какая перспектива у Качарского и Южно-Сарбайского месторождений

Во время июльской пресс-конференции Генерального директора АО «ССГПО» Сергея Кузьменко журналист нашего портала задала вопросы относительно сырьевой базы градообразующего предприятия. Ранее комбинат заявлял о принятии мер для продления «жизни» Сарбайского карьера https://iagorod.kz/news/7714/ Нас же, в частности, интересовала судьба Качарского карьера, а также месторождения Южный Сарбай, которое, как известно, законсервировали.

Начали с Качар. По словам первого руководителя ССГПО, на этот карьер большие надежды, ведь здесь можно добывать до 26 млн тонн руды в год, возможно, больше. Что для этого делается?

- Разрабатываем новый проект по Качарам, в этом году должны мы закончить проектирование, мы уже поменяли схему транспорта, то есть карьер раньше работал на комбинированной схеме ж/д-авто, сегодня мы полноценно перешли на автомобильную вскрышу, в следующем году мы должны железнодорожный комплекс из карьера полностью убрать. Плюс к этому мы сегодня занимаемся также реконструкцией поверхностной железнодорожной инфраструктуры, которая позволит увеличивать производительность, - сообщил Сергей Кузьменко.

В Качарском карьере, как сообщалось неоднократно, работает самая крупногабаритная техника в Казахстане: автосамосвалы «Hitachi» грузоподъемностью 220 тонн, эскаваторы с емкостью ковша 29 «кубов».

Ранее обсуждался вопрос о строительстве в Качаре вахтового поселка для проживания рабочих. Эту тему подняли, в том числе, в связи с трагическим событием 2019 года, когда на трассе Рудный-Качар столкнулись автобус и трактор, в автобусе перевозили работников комбината, двое погибли, четверо госпитализированы с травмами. Отвечая на вопрос об актуальности строительства вахтового поселка, Сергей Кузьменко напомнил про этот случай.

- Мы пошли на то, чтобы самим организовать перевозку, все-таки более жесткий контроль по состоянию техники наших автобусов, также мы едем колонной. Если перестать это делать из экономии, люди будут добираться на своих автомобилях после работы, плюс нанимать какой-то частный транспорт, который менее безопасен, поэтому мы пока от этого не уходим и перевозим наших людей до поселка сами. Что касается вахтового поселка в Качаре, то его строительство нецелесообразно, так как в «Качары Руда» работают в основном качарцы и рудничане. Последние, имея дом и семью в 50 километрах от поселка, оставаться в нем явно не будут. Мы делали опросы: люди говорят, что им проще и выгоднее после работы приехать домой, да, есть потеря времени, но при этом работники выбирают ночевать дома, - пояснил Сергей Кузьменко.

Южный Сарбай. Непосредственная близость будущего карьера к населенному пункту (ст. Железорудная) вызывала массу нареканий и возмущений. В 2015 году вскрышные работы приостановили, но значит ли это, что от разработки месторождения отказались навсегда?

- По Южному Сарбаю мы работы в 2015 году остановили, потому что объемы производства значительно снизились. Южный Сарбай мы рассматривали в стратегии, когда объем производства и объем добычи был выше 40 миллионов. Тогда да, Южный Сарбай был необходим. Но реализация этого проекта требовала переселения части поселка, необходимо было переносить дорогу, которая идет на Качары, а это тоже дополнительные затраты. И надо признать, что там коэффициент вскрыши относительно других наших активов высок. Мы работали с институтами, меняли транспортную схему, схему отвалообразования, в итоге удалось снизить коэффициент вскрыши с 3,5 до 3. Но даже при этом цена добычи и цена себестоимости руды с этого карьера неконкурентоспособна, поэтому пока данный карьер находится у нас на консервации, - ответил Генеральный директор ССГПО.

Опять же, Сергей Кузьменко подчеркнул, что поиски новых технологий, которые впоследствии могут позволить вовлечь этот карьер в переработку, комбинат не останавливает.

- Это наши запасы. И в мире все динамично, энергично меняется. Если завтра потребность в железорудном сырье возрастет, соответственно, и цена вырастет, то добыча будет целесообразна. Всем управляет экономика, и мы идем от этого, - подытожил Сергей Кузьменко.

Тэги: Качарский Карьер Южный Сарбай развитие месторождений АО ССГПО
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.