Невозврат депозита и процент за обслуживание

Опубликовано Редактором. May 2, 2024, 3:53 p.m.

Законны ли требования кафе и ресторанов, разъясняет Департамент торговли и защиты прав потребителей

Департамент торговли и защиты прав потребителей по Костанайской области в своем Инстаграм отвечает на вопросы. Первый: законно ли требование ресторанов и кафе об оплате депозита?

Особенно актуален этот вопрос, когда потребители празднуют крупные мероприятия. Более того, когда намеченный праздник отменяется, внесенный ранее депозит могут и не вернуть. Как быть в таких ситуациях?

В соответствии со статьей 387 Гражданского кодекса Республики Казахстан и в соответствии со статьями 12 и 28 Закона О защите прав потребителей это является незаконным. В случае невозврата депозита вы имеете право отозвать счет через суд.

Второй вопрос: обязаны ли потребители платить процент за обслуживание в ресторанах и кафе?

В чеках большинства заведений к стоимости заказа добавляют процент за обслуживание, размер которого заведение устанавливает на свое усмотрение.

В 2021 году Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК заявил, что согласно ГОСТ 30389-2013 заведение (ресторан, кафе и так далее) не может брать дополнительную плату за обслуживание. Почему это действие незаконно?

Потому что в кафе и ресторане предоставление услуг официанта потребителям является обязательным условием для такой категории объектов общественного питания. Рестораторы оказывают услуги общественного питания, в которые входит процесс обслуживания. Таким образом, взимание отдельной платы за обслуживание относится к условиям, нарушающим или ущемляющим права потребителей.

Но важно понимать, что взимание процента за обслуживание является незаконным в том случае, если потребитель не был заранее уведомлен об этом. В такой ситуации потребитель имеет право отказаться оплачивать дополнительный процент за обслуживание.

При посещении ресторана потребитель заключает публичный договор, получая определенные услуги в обмен на их оплату. Соответственно, администрация заведения обязана уведомить о проценте за обслуживание (информация на входе, указание условий в меню, предупреждение от официантов и другие способы), точно так же как уведомляет о стоимости блюд.

Указывая информацию, ресторан предоставляет потребителю право отказаться от таких условий и от посещения заведения в целом.

Таким образом, потребитель имеет право не оплачивать процент за обслуживание в том случае, если не был заранее уведомлен. В свою очередь заведения должны предоставлять полную информацию о стоимости своих услуг, чтобы потребители имели право согласиться на предлагаемые условия или отказаться.

Фото: из сети Интернет

Tags: права потребителей проценты за обслуживание возврат депозита в ресторанах
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.