Два диплома за четыре года

Автор Ирина Старикова. April 23, 2024, 11:51 a.m.

Какие перспективы открывает Рудненский индустриальный университет для своих студентов

Рудненский индустриальный институт, который был открыт в нашем городе в 1959 году, с ноября 2023 года приобрел статус университета. С чем это связано, и что даст студентам? На эти и другие вопросы в ходе брифинга ответила вр.и.о. Председателя Правления-ректора НАО «Рудненский индустриальный университет» Лариса Леонидовна Божко.

- Приказом министра науки и высшего образования в ноябре 2023 года Рудненский индустриальный институт был переименован в Рудненский индустриальный университет. То есть, официально наш вуз приобрел статус университета. Такие реорганизационные изменения были инициированы и руководством вуза и коллективом, то есть профессорско-преподавательским составом. Как правило, статус университета позволяет вузу перейти от специализации к универсализации. В настоящее время мировые тренды таковы, что необходимо отходить от узкоспециализированных направлений, а в большей степени готовить специалистов, которые могут работать в разных отраслях. И, как правило, в настоящее время работодателю нужны специалисты, которые владеют универсальными компетенциями. То есть, если до этого мы готовили специалистов для горно-металлургической отрасли, и они, как правило, у нас трудоустраивались в крупные горнодобывающие предприятия, в том числе АО «ССГПО», то в настоящее время необходимо готовить специалистов, которые должны иметь компетенции в области информационных технологий, в области предпринимательства, в области лидерства, менеджмента, управления изменениями. То есть, в настоящее время работодателю нужны специалисты, которые владеют широкими компетенциями. Кроме того, нам необходимо учитывать, что наши выпускники, которые будут выходить на рынок труда, должны будут повышать свой уровень квалификации. И они, возможно, даже могут менять свою дальнейшую траекторию работы и, может быть, даже менять образовательную программу. Наши выпускники должны быть готовыми к постоянному обучению, на протяжении всей жизни. Это требование времени, - пояснила Лариса Божко.

- Как будут изменяться образовательные программы вуза?

- Статус университета к этому обязывает. Как я уже сказала, делается ставка на универсализацию. Скажем так, если раньше образовательная программа «горное дело» или «добыча полезных ископаемых» включала в себя только дисциплины, которые связаны с инженерной подготовкой, то в настоящее время эта образовательная программа включает в себя и мягкие компетенции. То есть появляются дисциплины, которые связаны с искусственным интеллектом, с управлением изменениями, с дизайном мышления. Во всем мире университеты - это многопрофильные учебные заведения, и соответственно, отходя от специализации к этой многопрофильности, мы разрабатываем образовательные программы, которые будут направлены на повышение конкурентоспособности наших выпускников. Мы обеспечим их теми компетенциями, которые позволят им в дальнейшем быть конкурентоспособными на рынке труда.

- Что изменится в работе с зарубежными партнерами?

- Несомненно, статус университета позволяет вузу участвовать и во многих международных программах, потому что, как правило, некоторые грантодатели отдают предпочтение именно университетам. То есть это способствует и расширению нашей интернационализации, это способствует нашему позиционированию на международном рынке образовательных услуг, потому что данный статус позволяет нам более активно работать с зарубежными партнерами и заключать договоры о сотрудничестве, которые в дальнейшем будут тоже направлены на повышение качества образовательного процесса.

- Какие новые образовательные программы уже внедряются в РИУ?

- С этого учебного года мы предлагаем нашим абитуриентам две совершенно новые образовательные программы двойных дипломов, которые мы уже разработали в статусе университета. Первая программа - «Международный корпоративный менеджмент» - совместная программа с Уральским федеральным университетом. Абитуриенты, которые поступили на данную образовательную программу, два года будут обучаться в Рудненском индустриальном университете, а два года - в Уральском федеральном университете города Екатеринбурга. Соответственно они получат два диплома - диплом Республики Казахстан и диплом Российской Федерации.

Выпускники данной образовательной программы смогут работать в транснациональных корпорациях, в совместных предприятиях, в иностранных компаниях. Там очень солидный блок языковой подготовки и очень солидный блок, который предполагает именно подготовку управленцев. Они будут знать специфику управления крупным бизнесом с учетом мировых трендов. У выпускника без увеличения срока обучения будет два диплома. Если он планирует трудоустроиться на территории Казахстана, то он, как правило, оперирует дипломом РИУ. Если его привлекает российская компания, которая открывает производство здесь, на территории Казахстана, либо он планирует в дальнейшем строить свою карьеру в странах СНГ, то он может и диплом вуза РФ предъявить.

Вторую программу мы разработали с Томским государственным архитектурно-строительным университетом, это программа «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды». Она включает в себя также предупреждение, прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Симбиоз этих двух образовательных программ позволил нам совместно с российскими коллегами разработать образовательную программу.

- Какова финансовая сторона вопроса? Обучение по программам двойных дипломов будет дороже?

- Томский архитектурно-строительный университет предлагает бюджетные места тем абитурентам, которые поступят на данную программу. Мы со своей стороны предлагаем скидки в оплате за обучение, поэтому финансовая составляющая этих программ будет незначительная. То есть они доступные, но тем не менее они предполагают получение двойных дипломов.

- А в среднем сколько стоит обучение в РИУ?

- В настоящее время мы руководствуемся требованиями Министерства науки и высшего образования. Есть нормативные акты, принятые буквально месяц назад, которые предполагают, что стоимость обучения должна составлять не менее 50% от стоимости гранта. Значит, прогнозируемая стоимость обучения у нас будет на уровне 500 тысяч тенге в год. У нас нет сегодня дифференциации по образовательным программам. На самом деле размер оплаты устанавливается на заседание Совета директоров. Этот вопрос инициирует и выносит на обсуждение администрация вуза, а Совет директоров утверждает прейскурант на новый учебный год. Но единственное, что вот эта, скажем, планка, ниже которой мы не имеем права устанавливать оплату. Мы больше рассчитываем на увеличение контингента абитуриентов, нежели чем на рост цен.

- Есть ли какие-то дополнительные гранты, или скидки, льготы для отличников, представителей социально-уязвимых слоев населения?

- С прошлого года Министерство науки и высшего образования внесло такое новшество, что, кроме участия абитуриентов в государственном образовательном заказе, вузам выделяют еще целевые гранты. Есть целевые гранты для РИУ, которые нам выделяют по техническим образовательным программам. Соответственно, те абитуриенты, которые поступают к нам, они не участвуют в общем конкурсе. Они участвуют только в конкурсе тех абитуриентов, которые подают документы в наш университет. Государство таким образом поддерживает моногорода для того, чтобы уменьшить отток населения, чтобы молодые люди работали на индустриальных предприятиях региона. Соответственно, абитуриенты даже с невысоким баллом ЕНТ (но все же не ниже 50 баллов - ред.), имеют возможность поступить на государственные образовательные гранты.

Далее, у нас есть гранты от Председателя Правления - ректора. Мы предоставляем их в основном детям из малообеспеченных семей, если они не смоги по каким-то причинам поступить на государственный образовательный грант. Мы выделяем ежегодно порядка 20-25 грантов. То есть мы рассматриваем каждый семестр, все решается коллегиально на заседании ученого совета. Стараемся делать так, что, если студент уже получал стипендию, то он может претендовать и на грант, либо наоборот.

Далее у нас есть гранты корпоративных партнеров. Наши корпоративные партнеры, особенно недропользователи, в рамках своих меморандумов предоставляют гранты нашим обучающимся. Естественно, предполагается, что эти студенты потом будут у них работать.

Далее у наших студентов есть еще возможность получить вакантные гранты. Если по каким-то причинам студенты, которые обучались в вузе на гранте, потом отчисляются, либо переводятся в другой вуз, этот грант остается и на конкурсной основе предоставляется другим студентам, у которых есть хорошие показатели в учебе.

Есть и широкая система скидок в оплате за обучение. Эти скидки также предоставляются детям с инвалидностью, детям из малообеспеченных семей, детям, родители которых проживают в сельской местности, или если родители работают в бюджетных организациях. Ребятам, которые обучаются по программам двойных дипломов, отличникам. Скидки от 10 до 30 и более процентов. Скидки предоставляются дифференцированно, по каждой категории обучающихся. Скидки также устанавливаются на заседании Совета директоров. Примерно в сентябре мы объявляем конкурс, студенты приносят все необходимые документы, и это все рассматривается коллегиально.

- Расскажите о преподавательском составе, о квалификации преподавателей. Возможно, статус университета дополнительно к чему-то обязывает? Какие возможности сейчас у РИУ?

- В настоящее время та нормативная база, которая разработана на уровне Министерства науки и высшего образования, предполагает единые требования и для университета, и для института, и для академии. Есть определенные требования к повышению квалификации, к остепененности преподавателей. В последнее время уделяется большое внимание тому, чтобы мы привлекали к учебному процессу практиков. Есть даже процент преподавателей, которые в настоящее время работают на производстве. Все те нормы, которые установлены Министерством науки и высшего образования, мы выдерживаем, но, конечно же, мы надеемся, что с нового учебного года статус университета позволит нам привлекать специалистов из Алматы, из Астаны, которые будут работать у нас в новом учебном году. Ранее в вузе было инициировано открытие программ магистратуры. У нас в настоящее время 18 программ бакалавриата и 4 образовательные программы магистратуры - это электроэнергетика, строительство, горное дело, металлургия. Выпускники данных образовательных программ магистратуры уже работают у нас в вузе в качестве преподавателей. То есть мы готовим собственные кадры. И, конечно же, мы привлекаем специалистов из других регионов. Есть специалисты, которые обучались у нас по государственному образовательному заказу. И, завершив обучение, они должны вернуться к нам для отработки. Кроме того, уже второй наш преподаватель проходит повышение квалификации по программе научных стажировок - это 500 ученых, которые должны пройти стажировку в ведущих центрах мира. Один наш преподаватель, который специализируется в области истории, прошла стажировку в Уральском федеральном университете. И сейчас еще один наш молодой преподаватель-магистр, специалист в области физики, проходит тоже стажировку в Уральском федеральном университете. Таким образом мы повышаем квалификацию наших молодых преподавателей.

- Как обстоят дела с набором обучающихся?

- По поводу набора студентов, в принципе, мы можем сказать, что тенденция у нас ежегодно практически на одном уровне: набираем порядка 480-500 студентов. Это студенты, которые обучаются очно, студенты, которые обучаются с использованием дистанционных образовательных технологий, студенты, которые обучаются по программам послевузовского образования, магистратуры. Такая тенденция, наверное, на протяжении последних 5-6 лет. Единственное, в годы пандемии был небольшой спад. Конечно, мы надеемся, что статус университета позволит нам в этом году увеличить набор. Мы прогнозируем рост на 10-15%. На сегодняшний день численность наших студентов порядка 1400 человек.

В завершении брифинга Лариса Божко отметила, что вуз максимально открыт для совместной работы, для взаимодействия с местной исполнительной властью, с отделом образования.

В РИУ готовы прилагать усилия, чтобы выпускники местных школ не уезжали, а оставались учиться и в дальнейшем работать в родном городе. Тем более, что сегодня открываются новые производства, в том числе, завод по производству ГБЖ, для которого также необходимо подготовить специалистов, а требуется их порядка 900. Ранее мы сообщали о планах РИУ достроить расположенный рядом учебно-лабораторный комплекс, чтобы там создать базу для подготовки кадров. АО «ССГПО» в свою очередь работает над приобретением стендов, тренажеров и другого учебного оборудования.

Сейчас прорабатывается вопрос о стажировке преподавателей РИУ в филиале Московского института стали и сплавов. Однако производству нужны будут не только инженерно-технические кадры, но также рабочие профессии, и этим тоже планирует заняться наш РИУ. Как пояснила Лариса Божко, это не техническое профессиональное образование, а курсы рабочих профессий, которые, кстати, наш вуз ведет на протяжении многих лет, чтобы повысить конкурентоспособность своих выпускников.

Фото: И. Старикова

Tags: Рудненский индустриальный университет брифинг Ларисы Божко двойные дипломы РК и РФ оплата за обучение новые образовательные программы
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.