Сжиженный газ, легкий бетон, отсортированный мусор

Автор Ирина Старикова. Dec. 12, 2023, 5:57 p.m.

Что известно о новых заводах, которые будут построены в Рудном

В акимате 11 декабря презентовали новые инвестпроекты: в ближайшее время в Рудном планируют построить малотоннажный завод по производству сжиженного природного газа - первый в Казахстане, а также завод по производству строительных материалов и ЖБИ, комплексы по сортировке ТБО и по переработке строительных отходов. Акиматом были заключены меморандумы о сотрудничестве с АО «НК «QazaqGaz», с  ТОО «QazaqstanConstructionHolding» и с рудненским ТОО «L-Trading».

Аким Рудного Виктор Ионенко пригласил на презентацию депутатов городского маслихата, членов городского общественного совета, а особым гостем мероприятия стал прибывший из Астаны Ернар Кулкыбаев, Генеральный директор, председатель правления ТОО «КазТрансГаз Өнімдері» (дочерняя компания АО «НК «QazaqGaz»). Соответственно, и презентацию начали с завода СПГ.

Презентовал проект Ануар Ногайбаев, заместитель Генерального директора ТОО «КазТрансГаз Өнімдері». Он сообщил, что данный завод будет первым таким производством в Казахстане, завод планируют строить на базе рудненской автогазонаполнительной компрессионной станции (АГНКС). Руководитель спикера Ернар Кулкыбаев пояснил, что первая в СССР такая станция была построена именно в Рудном в 1985 году.

- Здесь работает преданный своему делу коллектив, мы называем их «защитниками Брестской крепости», руководителя недавно отправили в Китай, чтобы он посмотрел, какая потребность там в СПГ - 50 млн тонн! Они готовы брать сжиженный газ по хорошей цене, а с нашей себестоимостью это рентабельность почти 100%. Я сразу поясню на одном примере: разница между дизельным топливом и СПГ в октановом числе - это как разница между столичной водкой и чистым медицинским спиртом. Ресурс авто увеличивается значительно. А цена газа ниже. Не секрет, что ежегодно, в посевную, в вашей области и не только возникает дефицит дизельного топлива, три НПЗ не справляются, а чтобы строить четвертый, государству нужно затратить около 5 млрд долларов США. Чтобы сократить потребность в ДТ, нужно переходить на альтернативу - сжиженный или сжатый природный газ. Мы посчитали, для этого в среднем нужно 250 млн долларов США, - привел данные Кулкыбаев, а затем привел в пример Узбекистан. - В Узбекистане уже 10 лет назад начали переходить на газ, там АГНКС больше 1800 штук, а у нас в стране всего 18. Но наша страна гораздо больше. В Узбекистане 60% грузового транспорта и сельхозтехники работает на сжатом газе, и 100 процентов легкового транспорта. Мы знаем, что «Джон Дир» выпускает газовые двигатели для своей сельхозтехники, будем работать и с сельхозпроизводителями тоже. В ССГПО уже подали идею перевести их карьерные самосвалы на газ и снизить издержки в два раза. Опять же, для населения чем хорошо? Если у машин, которые везут продукцию из Узбекистана, будет возможность заправляться здесь, овощи и фрукты могут подешеветь на 30 процентов, как и другие продукты. Да, это сейчас звучит, как сказка, но мы заинтересованы в этом проекте. Завод небольшой по меркам того же Китая, всего 50 тысяч тонн в год, однако перспективы отличные. Как только мы высказали предложение построить в Рудном первый для Казахстана такой завод СПГ, аким Виктор Ионенко буквально вцепился в нас, в эту идею. И вот с мая следующего года планируем начинать строительство.

Ануар Ногайбаев, в свою очередь, сообщил, что стоимость проекта 14 млрд тенге, это собственные средства компании, сроки реализации - второй квартал 2025 года, при строительстве планируется задействовать около 100 человек, после сдачи в эксплуатацию рабочие места получат 62 человека. При этом средняя заработная плата рассматривается в размере 420-430 тысяч тенге. А ежегодные отчисления в бюджет составят около 2 млрд тенге.

- Получаем газ из магистрального трубопровода, фильтруем, сжижаем поршневыми компрессорами, удаляем всю влагу, разливаем по цистернам. СПГ - это альтернативный путь газификации. Уменьшая объем газа в 600 раз, мы можем перевозить его в любом направлении. В качестве газомоторного топлива газ почти в два раза дешевле дизельного топлива, расход его гораздо меньше, а вредные выбросы снижаются на 20%. И СПГ, в отличии от дизельного топлива, воровать невозможно, - отметил Ануар Ногайбаев, презентуя проект завода.

Аким Рудного отметил, что это направление очень перспективное, а намерения МИО очень серьезные. Тем более, что уже решен вопрос строительства газопровода из Актобе до Костаная, через Рудный.

- Для этого мы и заключаем меморандум о сотрудничестве. Мы должны создать все условия для реализации этого проекта, подвести коммуникации, поспособствовать решению других вопросов, это нужно, прежде всего, нам и области, конечно. В перспективе, когда завод будет работать, мы все просчитаем и будем двигаться к тому, чтобы перевести на газ общественный транспорт, это приведет к снижению тарифов, - резюмировал Виктор Ионенко.

Следующий проект «Строительство завода по производству строительных материалов и ЖБИ в г. Рудном» стоимостью 1 млрд тенге презентовал Владимир Закиров, технический директор ТОО «Qazaqstan Construction Holding», руководитель проекта. Предприятие планирует вложить в строительство половину стоимости, остальное - заемные средства через фонд Даму. Завод будут строить там, где располагался бывший Казмеханомонтаж. В планах организовать работу двух цехов, подвести железнодорожную ветку. Заявленная производственная мощность - 40 тыс. кубов полистиролбетона (разновидность легкого бетона - прим.) и 300 тыс. кубов ЖБИ. Трудоустроят порядка 60 человек.

- Наша продукция - стеновые панели из полистиролбетона - это быстровозводимые, прочные конструкции, имеющие низкую теплопроводность, что закроет вопрос по фасадам. По сравнению с производством того же кирпича, наше производство более экологичное. Уникальная технология позволяет выпускать стеновые панели разной цветовой гаммы, есть форма для выпуска балконов. Ставится железобетонный фундамент, монолитный, на арматуру монтируем наши панели и заполняем бетоном. Для строительства 9-этажного дома потребуется около трех месяцев и около 10 человек, в основном это стропальщики. Возведение одного этажа, одного цикла, занимает максимум десять дней, - сообщил в ходе презентации Владимир Закиров. - К строительству приступят в декабре текущего года, финальный запуск завода запланирован на конец 2024 года.

Аким Рудного пояснил, что компания «Qazaqstan Construction Holding» (Мангистау) уже восстанавливает в Рудном три дома, два из которых сдадут в конце текущего года, один - в начале следующего. Также компания выиграла конкурс на шесть участков под строительство семи многоэтажек в 19 микрорайоне Рудного.

- Нужны строительные материалы. Щебень, песок, цемент есть, нужна готовая продукция. А у нас впереди застройка не только 19 микрорайона, но также 36, 37, 38 микрорайонов, в общей сложности 230 тысяч квадратных метров жилья. Когда восстановим все старые дома, нужно будет строить новое жилье. Понемногу сокращаем очередность, уже сократили с 4700 до 4300 человек. В этом году 230 квартир для очередников получаем, в следующем еще 600 квартир. Но новые дома нужны, у нас по строительству завода ГБЖ решение принято, а это новые рабочие места - где им жить? В целом данный завод по производству строительных материалов - старт, который нам даст развитие строительной отрасли. Стройка - локомотив экономики. Мы в свою очередь будем оказывать поддержку, подводить коммуникации к жилым домам, - отметил глава города.

И заключительные два проекта презентовал Ринат Ишбулатов, директор ТОО «L-Traiding». На полигоне «Абат» во втором квартале 2025 года планируется запустить комплекс по сортировке ТБО мощностью 50 тысяч тонн в год и завод по переработке строительных отходов мощностью 30 тысяч тонн в год. Предусмотрено создание более 120 рабочих мест. Стоимость двух проектов 352 млн тенге, большая часть средств будет заемными - от АО «Жасыл даму», 23 млн тенге - собственные средства рудненской компании.

- Необходимо создать эффективную систему управления отходами - от сбора до переработки, плюс вести просветительскую деятельность с населением в части сортировки отходов, и наши проекты напрямую связаны с этой целью, - отметил Ишбулатов.

Аким Рудного прокомментировал проекты:

- Со сбором и вывозом ТБО проблему начали решать. Благоустроили 112 из 128 контейнерных площадок, закупили контейнеры. Следующий этап - переход к сортировке отходов. Планируем установить на каждой площадке по два контейнера для стекла и бумаги, с весны начнем установку. Но имеется проблема в целом с сортировкой отходов и переработкой строительных отходов, ведь у нас очень много заброшенных, разрушенных зданий на той же промзоне, там много железобетона. После дробления все это можно и нужно пустить на строительство дорог, на отсыпку нижнего слоя. Сортировка отходов также важна, нужно из ТБО выделять все, что подлежит реализации, переработке, повторному использованию. Захоранивать на полигон нужно только минимум отходов.

Аким Рудного Виктор Ионенко отметил, что реализация данных проектов способствует экономическому и социальному развитию нашего города, позволит привлечь более 15 млрд инвестиций и создать более 150 рабочих мест.

- В сложившейся геополитической ситуации мы должны принимать меры, чтобы снизить зависимость города только от одного предприятия. Также наша задача - сделать Рудный привлекательным для инвесторов, для бизнеса, параллельно развивая социальную сферу, наши дети должны с уверенностью смотреть в будущее, - отметил аким Рудного.

Завершая мероприятие, Виктор Ионенко упомянул, что в разработке имеются еще два проекта, о которых будет сообщено дополнительно.

Фото: И. Старикова

Tags: строительство новых заводов в Рудном завод СПГ переработка строительных отходов завод полистиролбетона и ЖБИ
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.