Всего 29 ОСИ создано в Рудном

Автор Ирина Старикова. 31 марта 2023 г. 14:26

В жилищной инспекции напомнили, что перемены неизбежны

Руководитель жилищной инспекции акимата Рудного Меирбек Исмагулов провел пресс-конференцию по вопросам перехода многоквартирных жилых домов на новые формы управления. С июля текущего года нам все же придется попрощаться с ПКСК…

Исмагулов сначала выступил с докладом, напомнив, что в 2019 году были приняты поправки в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Принятыми поправками предусмотрен переход на новые формы управления ОСИ и простое товарищество вместо ПКСК, с принципом «Один дом – Одно ОСИ/ПТ – Один счет». 15 марта текущего года Главой государства был подписан Закон, согласно которому были внесены поправки, предусматривающие ограничение по количеству квартир при образовании простого товарищества – до 30. Также вводится новая форма управления – непосредственно совместное управление. Она может использоваться в домах, где количество квартир не превышает 16. При такой форме открытие счетов не обязательно, и такие дома вправе объединиться и нанять управляющего либо управляющую компанию. Поправки вступят в силу по истечению 60 дней с момента подписания, то есть 16 мая текущего года.

Еще один важный момент: принятые поправки в Закон регулируют ситуации, когда жильцы не могут достичь соглашения при выборе формы управления. Так, вводится норма о предоставлении возможности жилищной инспекции определять временную управляющую компанию на период до одного года.

Для создания ОСИ или простого товарищества (ПТ) собственникам необходимо:

- инициировать собрание инициативной группой в составе не менее 10 процентов собственников квартир, нежилых помещений и оформить уведомление о созыве собрания, согласно типовой форме. Если собственники квартир, нежилых помещений не могут сформировать инициативную группу, то жилищная инспекция вправе инициировать собрание;

- уведомить собственников о проведении собрания посредством размещения объявления в общедоступных местах, либо индивидуально посредством электронной почты или сотовой связи не менее чем за 10 дней о дате проведения собрания;

- собрание по выбору формы управления ОСИ или ПТ легитимно при участии не менее 50% всех собственников и решения принимаются при согласии большинства из присутствующих.

Среди основных вопросов на собрании необходимо проголосовать за:

- создание ОСИ или простого товарищества;

- выбор председателя ОСИ или доверенного лица ПТ (сроком на 1 год) из числа собственников;

- избрание Совета дома в составе не менее 3 человек из числа собственников (сроком на 3 года);

- избрание ревизионной комиссии или ревизора (сроком на 3 года).

- В течение 7 календарных дней лист письменного опроса направляется каждому собственнику. Хочу отметить и акцентировать внимание жителей о необходимости избрания председателя, ревизионной комиссии или ревизора, и членов Совета дома, без избрания этих лиц регистрация ОСИ невозможна.

Письменный опрос проводится согласно принятым поправкам 2 месяца. Самое главное для жителей правильно посчитать голоса жильцов, оформить протокол собрания и оформить полный пакет документов, который сдается в ЦОН для регистрации в качестве юридического лица, - обратился к рудничанам Исмагулов.

 Для регистрации ОСИ в ЦОН подается:

- заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан;

- протокол (с листами голосования);

- Устав (или типовой устав) в двух экземплярах на государственном и 2 русском языках;

- государственная пошлина (1 МРП).

После регистрации ОСИ председателю необходимо получить электронную цифровую подпись юридического лица, заказать изготовление печати и открыть 2 счета в банках второго уровня, один - на текущее содержание и второй - на капитальный ремонт.

- Так же хочу отметить, что выбор банка второго уровню необходимо вынести на голосование собрания, то есть в Повестку дня собрания о выборе формы управления и создания ОСИ. Далее необходимо выбрать управляющую компанию либо управляющего, который должен соответствовать необходимым требованиям (образование, опыт работы, сертификат о прохождении обучения, сдача квалификационного экзамена), либо заключение договоров с субъектами сервисной деятельности напрямую. Но в таком случае все функции управления будут на председателе ОСИ, - добавил спикер.

В соответствии с Методикой расчета минимальный размер расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума на управление предусматривается не более 30%, на сервис - не менее 70%.

В управление объектом кондоминиума включаются следующие расходы:

      1) оплата труда за ведение бухгалтерского учета, статистической и налоговой отчетности;

      2) оплата труда Исполнительному органу за управление объектом кондоминиума;

      3) обязательные платежи в бюджет (налоги, отчисления и другое);

      4) банковские услуги;

      5) оплата за расчетно-кассовое обслуживание;

      6) расходы на содержание офиса (аренда, связь, канцелярские товары, оргтехника и ее содержание).

На содержание общего имущества объекта кондоминиума включаются следующие расходы:

      1) дератизация, дезинсекция, дезинфекция подвальных помещений, паркингов и других мест общего пользования объекта кондоминиума;

      2) техническое обслуживание, локализация аварий общедомовых инженерных систем (отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, вентиляции) и оборудования объекта кондоминиума, за исключением случаев, когда надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию;

      3) подготовка общедомовых инженерных систем и оборудований к осенне-зимнему периоду;

      4) обеспечение санитарного состояния мест общего пользования объекта кондоминиума;

      5) обеспечение санитарного состояния земельного участка придомовой территории объекта кондоминиума (озеленение (посадка, уход, обрезка зеленых насаждений и газонов), санитарная очистка мусоропровода, очистка выгребных ям, уборка и побелка дворовых уборных, уборка листьев, снега и наледи, в том числе с крыши);

      6) приобретение, установка, сервисное обслуживание и поверка общедомовых приборов учета;

      7) обеспечение безопасной эксплуатации опасных технических устройств, текущему ремонту и локализации аварийных случаев (обслуживание лифтов) по решению собрания собственников квартир и нежилых помещений;

      8) противопожарные мероприятия, включая содержание противопожарного оборудования, приобретение и зарядку огнетушителей, осуществление специальных надписей, указателей, оформление планов и схем эвакуации, за исключением приобретения и установки систем противопожарной сигнализации и пожаротушения;

      9) текущий ремонт общего имущества объекта кондоминиума (на основании дефектного акта);

      10) оплату коммунальных услуг на содержание общего имущества объекта кондоминиума по решению собрания собственников квартир, нежилых помещений;

      11) установка домофонного оборудования;

      12) техническое обслуживание домофонного оборудования;

      13) хозяйственные расходы (приобретение инвентаря, оборудования и другое).

- Другие работы, не включенные в данный перечень, такие как капитальный ремонт инженерных сетей, кровли производятся жителями за счет целевых взносов. Также хочу отметить, что минимальный размер расходов на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума утверждает местный представительный орган (маслихат) города Рудный. Утверждение минимального размера расходов будет проводиться ежегодно и увеличиваться на процент инфляции, на основании расчетов. Поясню, что ниже утвержденного минимального размера расходов на управление и содержание общего имущества установить будет невозможно, - сообщил Исмагулов.

По словам спикера, в этом году минимальный размер оплаты расходов составит 40 тенге за квадратный метр для домов не старше 10 лет и 64-68 тенге за квадратный метр для домов старой застройки. Сейчас эти тарифы на согласовании в юстиции, после их должен рассмотреть и утвердить маслихат. Напомним, это тариф на текущее содержание общедомового имущества и управление. Жильцы вправе поднять тариф, но ниже утвержденного минимумам сборы быть не могут.

- Почему ТОО «Спутник-2012» повысило тариф самостоятельно?

- Им тариф устанавливает отдел ЖКХ, повышение произошло за счет увеличение размера МЗП.

- Вы сказали, если жильцы не смогут достичь соглашения при выборе формы управления домом, то дом передадут управляющей компании на срок до одного года. Есть опасения, что все будет зависеть от тендера, и, к примеру, дом в Рудном передадут под управление компании из Алматы, - обратился корреспондент нашего портала к спикеру.

- Пока что правила в разработке, принятые и утвержденные решения доведут до нас, до населения, - ответил Исмагулов.

- Сколько в Рудном создано управляющих компаний? А кто будет осуществлять сервисную деятельность?

- Представители трех ТОО в городе прошли обучение и сдали квалификационный экзамен. Еще 13 человек готовятся сдать экзамен. Директору ТОО или ИП не обязательно проходить обучение, достаточно, чтобы в штате был такой человек. А субъектом сервисной деятельности может стать любое физические или юридическое лицо, которое оказывает те или иные услуги. К примеру, ОСИ может искать тех же сантехников, электриков для выполнения работ на OLX и других платформах. Заключать договор на сервисное обслуживание может или председатель ОСИ напрямую, или управляющая компания, если дом работает с таковой.

Каждый дом должен зарегистрировать ОСИ, ПТ, или совместное управление, обязательно выбрать председателя, который может и не проходить обучение сам, если заключит договор с сервисной компанией.

- Расскажите о совместном управлении, какие дома в Рудном могут воспользоваться этой формой?

- Это дома, в которых меньше 16 квартир. Таких домов в Рудном 160. Их жители могут объединиться и нанять управляющую компанию. Компания откроет счет один для всех и будет обслуживать дома. Либо, если дом на самоуправлении, жители вправе решать насущные вопросы путем целевых сборов.

- Как быть с обслуживанием лифтов - опасных технических устройств? Или их тоже предложат заварить, как мусоропроводы?

- Отдел жилищной инспекции является госорганом, который осуществляет надзор за эксплуатацией лифтов. В прошлом году провели проверку, которая показала, что 16 пассажирских лифтов эксплуатируются уже более 25 лет. Собственник лифтов - отдел ЖКХ - своевременно их не заменил, за что был привлечен к административной ответственности. В этом году подлежат замене 15 лифтов. Лифты, а их у нас 150, находятся на балансе отдела ЖКХ, обслуживает лифты ТОО «Спутник-2012». Это ТОО со 100-процентным участие государства, оно может быть управляющей компанией, может оказывать сервисные услуги. Оно и дальше сможет работать с домами. По лифтам: если мы в ходе проверки выявим опасную неисправность, то в  судебном порядке сможет добиться прекращения эксплуатации механизма.

Исмагулов сообщил, что в Рудном переходу на новые формы управления подлежат 765 домов, но пока что создано всего 29 ОСИ. Из 29 ОСИ подавляющее большинство находятся в 20 микрорайоне. На Качарской, Корчагина, Сандригайло. Есть ОСИ на «кольце», на ул. Фрунзе, на Гагарина. В старой части города пока ОСИ нет.

- С какими трудностями сталкиваются рудненские ОСИ?

- У нас есть общий чат, где председатели ОСИ могут получать ответы от различных специалистов. Но в основном проблемные вопросы касаются финансовой стороны. Много неплательщиков, которые и раньше ПКСК не платили. Но есть дома, где председателям удалось накопить на счету приличные суммы для дальнейших вложений в дом. ОСИ стараются экономить на разных услугах. Если есть потребность - нанимают людей, но не на постоянной основе. Из опыта ОСИ можно посоветовать сразу обсудить выбор банка второго уровня. Также могут быть сложности с названием при регистрации - проверьте базу юрлиц, чтобы не было совпадений.

- Может ли Общественное объединение взять на себя функцию управляющей компании?

- Этот вопрос изучили. Нет, не может. ОСИ - это юридическое лицо, а ОО оказывает услуги физлицам.

В заключении Меирбек Исмагулов призвал жителей активизироваться в вопросе выбора формы управления, так как до перехода остались считанные месяцы. Со своей стороны специалисты жилинспекции продолжат проведение собраний с жителями многоквартирных домов города, с наступлением тепла делать это будет проще, собрания планируют проводить в вечернее время, чтобы охватить как можно больше граждан.

Запись прямого эфира конференции сохранена в нашем Инстаграм.

Фото: И. Старикова

Tags:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.