Стань «агентом перемен»
Автор Ирина Старикова. 22 декабря 2022 г. 17:29
Основам проекта «Бюджет народного участия» обучали журналистов Рудного, Костаная и других городов РК
В Алматы прошел двухдневный обучающий тренинг для представителей СМИ по основам реализации проекта «Бюджет народного участия». В тренинге, организованном фондом «Qalam» при поддержке Евразийской Группы (ERG), приняли участие журналисты из Актобе, Павлодара, Шымкента, Костаная и Рудного. Наш город представили издания «Рудненский Рабочий», «Магнетит» и Информационный портал «Город». Вместе со спикерами вникали в суть проекта БНУ, а также учились тому, как обеспечить прозрачность и эффективность реализации «Бюджета народного участия» в своих городах.
Как отметили организаторы тренинга, БНУ - это «полигон» для обкатки идей и обеспечения прозрачности использования бюджетных средств. И каждый горожанин может стать «агентом перемен» в своем населенном пункте. Именно это, в том числе, подразумевает концепция «Слышащего государства».
Участников тренинга приветствовала Гульмира Матхаликова, официальный представитель PR-службы ERG. Она отметила, что у Евразийской Группы есть масса социальных проектов, в том числе, по обучению журналистов. А один из проектов - ШАГ (Школа активных горожан) - как раз помогает работникам предприятий ERG и их родственникам, живущим в городах присутствия Группы, пройти обучение и выдвинуть свои проекты в «Бюджет народного участия».
О развитии партисипаторного (инициативного) бюджетирования в Казахстане, а также об успешном опыте ERG в этом направлении рассказала спикер Сания Арапова - вице-президент ОЮЛ «Ассоциация друзей Тель-Авивского университета в Республике Казахстан».
- Начиналось все в 2017 году, с конкурса социальных проектов «Город ERG», затем в Аксу, Хромтау и в Рудном стартовал проект «Бюджет участия ERG», после проект стал называться «Берекелі бастама/ Городская инициатива» и он впоследствии стал общереспубликанским проектом. А у нас появился всем известный проект «TuganQala», благодаря которому сегодня не только в Аксу, Хромтау и в Рудном, но также в поселках Качар и Октябрьский (где есть предприятия Группы) успешно реализуются идеи местных жителей, средства на это выделяет ERG. Проекты «TuganQala» и «Школа активных горожан» можно считать успешными кейсами. И мы сейчас активно делимся знаниями и опытом с акиматами городов, также издали свое пособие по проекту «Бюджет народного участия». Это пособие полезно как специалистам акиматов и привлеченным организаторам, так и представителям НПО, и активным гражданам. Ведь слышащее государство - это открытый диалог. В целом практика инициативного бюджетирования прижилась сегодня во всем мире. К примеру, в Польше, с 2009 года таким образом распределяется аж 20 процентов всего городского бюджета. В России у каждого региона имеется свой бренд БНУ. В Казахстане БНУ начинался с 2019 года, в Астане и в Алматы. И сегодня можно четко сказать, на какие процессы можно влиять в рамках БНУ. Опять же важно понимать, что порой этот проект может стать орудием «убийства» хороших инициатив. И этого допускать нельзя, наоборот, нужно превратить БНУ в орудие созидания. К примеру, Экспертный совет не должен решать, быть объекту или не быть, это решают люди своим голосованием, а совет должен взять на себя техническую экспертизу, - отметила Сания Арапова.
В чем суть БНУ? В распределении бюджетных средств на основании мнений и пожеланий горожан. Житель предлагает местному исполнительному органу свой проект в рамках благоустройства города, Экспертный совет проводит техническую экспертизу, за предложенные идеи на портале акимата голосуют другие жители, для победителей объявляется конкурс, ищут подрядчика и, наконец, реализуют идеи на выделенные из бюджета средства. Это может быть детская площадка, спортивное сооружение, благоустройство зоны отдыха и так далее. У акиматов городов есть перечень объектов, которые возможно построить в рамках БНУ. За акиматами остается возможность детализации всех процессов реализации БНУ с учетом местных особенностей и реалий.
Правовые основы «Бюджета народного участия» прописаны в приказе Министра финансов РК от 31 октября 2014 года «Об утверждении Правил разработки проектов местных бюджетов» с дополнениями и изменениями, введенными приказом Первого заместителя Премьер-министра РК - Министра финансов от 12 марта 2020 года.
На тренинге представили «срез» по городам Казахстана в части реализации проекта БНУ. Так, в Павлодаре в 2021 году было подано 26 заявок, пока ни один проект не реализован, выделяется из бюджета около 8 млн тенге на один проект. В Костанае было подано 32 идеи, выявлено 22 победителя, на один проект в среднем выделяется 10 млн тенге. В Актобе было подано 80 предложений, победило 51, на один проект также 10 млн тенге.
Средства на реализацию проектов через БНУ в Рудном, как и во многих других городах, выделяются из бюджета ЖКХ. Для города областного значения этот объем средств не должен быть ниже 10% от годового объема расходов бюджета города, планируемых по линии ОЖКХ. Целевые трансферты из вышестоящего бюджета не учитываются. Для города областного значения предельная стоимость реализации одного проекта на момент подачи заявки не должна превышать 10 тыс. МРП. В следующем году эта сумма составит 34,5 млн тенге.
Как стало известно порталу iagorod.kz, в рамках текущего бюджета на 2023 год в Рудном запланирована реализация 5 проектов БНУ на общую сумму 56,7 млн тенге. И одним из проектов станет хоккейный корт в парке культуры и отдыха. В уходящем году в рамках БНУ в Рудном удалось реализовать всего один проект - детскую площадку. Автором идеи стал работник ССГПО Юрий Шкуратов, который, в свою очередь, прошел обучение в «Школе активных горожан» под эгидой ERG. Да и авторы остальных проектов тоже «люди в теме», которые уже работали с проектов «TuganQala».
И тут мы подходим к главной причине, по которой реализация «Бюджета народного участия» продолжает «буксовать». О проекте мало кто знает вообще! И это уже большая ошибка акиматов. Им по больше части просто некогда заниматься пропагандой и популяризацией БНУ, также не хватает специалистов для взаимодействия с населением.
Сания Арапова отметила, что между акиматами и людьми нужен «буфер» - НПО. В том же проекте «TuganQala» с людьми ведут работу проектные менеджеры, они привлекают специалистов по сметам, по строительству, проводят обучение участников. По такому же принципу работает и «ШАГ». Бюджету народного участия этого сильно не хватает. Люди просто не понимают, куда обращаться и что делать, чтобы их идеи воплотили в жизнь.
Если сравнивать БНУ и «TuganQala», то отличие не только в обучении участников. Главное отличие - источник финансирования. В первом случае это местный бюджет, во втором случае - средства ERG. В БНУ голосуют как правило на сайтах акиматов, через egov, с использованием ЭЦП. Территориального ограничения нет. У «TuganQala» мало того, что есть свой сайт, так еще и голоса принимаются только от тех, кто проживает в населенном пункте, в котором планируют реализовать проект. Создается сообщество причастных к происходящим изменениям людей.
От портала iagorod.kz поступил вопрос по выбору подрядчиков для строительства объектов. По опыту ERG знаем, что Группа сама выбирает строительную фирму. В БНУ все происходит через наши «любимые» госзакупки. Однако, как отметил Даурен Мажренов, директор Общественной приемной акимата города Алматы «Open Almaty», авторы проектов могут участвовать в разработке технических спецификаций и в целом влиять на ход строительства. А вот сами конкурсные процедуры, увы, не изменишь, и чаще всего проблемы возникают со сроками реализации.
Первый день тренинга для журналистов завершился практической работой. Разделившись «по городам», представители СМИ примерили на себя роль участников БНУ и предложили на суд экспертов свои проекты. Рудничане представили проект благоустройства прогулочной зоны в сквере за бывшим кинотеатром ВЛКСМ. После успешной презентации и «защиты» этого проекта по итогам проведенного между участниками тренинга голосования команда Рудного стала лидером, вместе с командой Костаная.
О способах интересной подачи информации о БНУ в СМИ участникам тренинга рассказала журналист из Алматы Мадина Алимханова, а после предложила практическое занятие: мы искали плюсы и минусы предложенных к реализации проектов.
С представителями СМИ работал также медиа-тренер Айдар Исаков, журналист Максим Елизаров. По итогам второго дня тренинга участникам вручили сертификаты, также был объявлен конкурс на лучшее освещение «Бюджета народного участия».
Фото: И. Старикова