У знаменитой мозаики на «техникуме» есть автор

Опубликовано Редактором. Nov. 1, 2022, 12:32 p.m.

Костанайский график и живописец Георгий Соков рассказал о своем творении

Почти полвека мозаика из смальты украшает фасад РПТК. Создатель огромной картины из непрозрачного стекла - известный костанайский живописец и график, член Союза художников РК Георгий Соков. Мастеру уже за 80, но он продолжает творить, - пишет газета «Магнетит»

«Хоть 500 лет может держаться!» - так уверенно Георгий Михайлович говорит… об одном из символов Рудного. Точнее, о его составляющей.

Мозаику, украшающую фасад Рудненского политехнического колледжа полвека (!) назад создавал именно Георгий Соков. Более того, у автора даже нашлись фотографии, на которых запечатлена масштабная работа – одна из его первых мозаик. Снимки бережно хранятся в мастерской вместе с эскизами и картинами.

– Прикидываю, когда же это было, – вспоминает Георгий Михайлович, – году в 74-м или 75-м. – В наше отделение худфонда, действовавшее тогда при Союзе художников, пришел заказ от учебного заведения. Распределительная комиссия отдала его мне. Затем началась рутина: встречи с заказчиком, обсуждение идеи, разработка эскиза и согласование будущего изображения. С эстетической точки зрения мозаику утверждал еще и худсовет.

 – Я измерял стену и точно такой же масштаб переносил на картон, то есть, рисовал эскиз в натуральную величину, – рассказывает Соков.

– Потом прямо на улице мы выставляли длинные столы, разрезали картон на части, соответствующие размеру плит, заливали форму раствором, сверху клали картон и по нему лезвием обводили контур.

Теперь самое интересное: согласно этому контуру в раствор выкладывались кусочки смальты – стекловидной непрозрачной массы. Именно ей художник прочил долгую, на столетия, жизнь:

– Смальта может держаться да хоть и 500 лет! Ей ничего не будет, она не выгорает. Главное, чтобы сидела на хорошем, качественном растворе. Здесь должен быть цемент высшего качества и песок по норме. А если стройматериалы хочешь себе на дачу, так и через неделю осыплется.

Далее такая махина (одна плита весит примерно 40 килограммов!) с помощью арматуры приваривалась к металлической сетке, прикрепленной к стене.

Если смальте ничего не страшно, почему же за эти годы часть мозаики, расположенной по левую сторону от входа в РПТК, не сохранилась?

– Возможно, снизу мозаику ковыряли ребятишки, – предполагает художник, – туда стала попадать влага, и мозаика начала разрушаться.

Интересно, что в областном центре прекрасно себя чувствуют еще две мозаики Сокова. Расположены они на зданиях в районе аэропорта. Другое дело, что сами эти строения заброшены, а красота мозаики спрятана за деревьями.

В карьер или в шахту специально за вдохновением Соков не спускался – достаточно было взглянуть на фотографии техники: экскаваторов, самосвалов, буровых установок. Тем более, как вспоминает собеседник, он все же имел представление о крупнейшем промышленном предприятии региона: в то время художники устраивали возле одного из карьеров ССГОКа пленер, после чего в Рудном даже организовали выставку необычных, сотворенных руками человека, пейзажей.

Георгий Михайлович подтверждает: мозаики действительно вносили и вносят оживление в лицо города, но представить, что в наше время новые работы могут украсить фасады зданий, особенно в провинции – невозможно. Остается бережнее относиться к такому действительно впечатляющему наследию и не переставать им любоваться.

Автор: Елена Арендарук

Tags: мозаика на РПТК Георгий Соков интервью
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.