«Безналом» надо платить меньше 100 тенге

Автор Ирина Старикова. Oct. 8, 2022, 3:40 p.m.

Внедрение дифтарифа на пассажирские перевозки рассмотрела комиссия маслихата в Рудном

Проект постановления акимата «Об установлении дифференцированного тарифа на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городских сообщениях города Рудного» вынесли на рассмотрение комиссии рудненского городского маслихата. Напомним, что этот проект предполагает введение электронной системы оплаты проезда (ЭСОП), при использовании которой стоимость проезда в автобусе будет 100 тенге, а при оплате наличными – 150 тенге.

Напомним, что ранее этот вопрос дважды рассматривался общественным советом, в итоге было предложено внести рекомендации по корректировке нижней «планки» дифтарифа, чтобы безналичным расчетом горожане платили 80 или 90 тенге, но не 100, как предлагается проектом. Что же решили наши депутаты?

Народными избранниками также был заслушан доклад заместителя акима Рудного по коммунальным вопросам Ануара Ескатова. Он снова акцентировал внимание на том, что внедрение ЭСОП - единственная законная возможность высчитать реальные затраты на одного перевезенного пассажира. Сейчас, по данным перевозчика средний тарифсоставляет 817 тенге за одного пассажира. ЭСОП позволит увидеть реальный пассажиропоток еще и в разрезе категорий  - тех, кто по закону подлежит компенсации, это пенсионеры и дети. У исполнительной власти будет возможность реализовать предусмотренное законодательством субсидирование пассажирских перевозок.

- Сейчас по нашим расчетам средний тариф должен составлять примерно 170 тенге. В месяц из бюджета на субсидирование будет выделяться около 7 млн тенге, в год соответственно 84 млн тенге. Это примерная разница между затратами перевозчиков и действующим тарифом, - пояснил депутатам Ескатов.

Снова зашла речь о пропорции дифтарифа - 100 и 150 тенге. В нашей области пока нет иных поставщиков услуг по электронной оплате проезда, кроме  «Alempay», это их условия. Услуги оператора обойдутся городу в его комиссию -  9,25% за каждого пассажира. По отчетам перевозчика бюджет будет компенсировать и этот процент.

На заседание комиссии маслихата также пригласили директора филиала ТОО «Alempay» Cагадата Ниязбаева, представителей фирм-перевозчиков из Рудного: ТОО «Рудныйавтотранс», ИП «Алдажуманов Е. Е.», Олега Насибуллина и руководителя фирмы-перевозчика из Костаная Виктора Мущинского. Они принимали участие в обсуждении проекта, отвечая на вопросы депутатов. Перевозчики «за» внедрение ЭСОП, так как это позволит им получать субсидии от государства.

Мущинский поделился своим опытом, отметив, что эта схема работает только при наличии у предприятия собственного транспорта, потому как, пока система заработала, лично ему пришлось вложить около 100 млн собственных средств, чтобы сохранить коллектив. У Мущинского 30 автобусов, обслуживает его фирма три маршрута в областном центре. По словам Мущинского, субсидирование нужно начинать как можно скорее, уже при введении тестового режима, иначе есть риск вообще остаться без пассажирских перевозок. И если в Костанае перевозчикам в год должны выделять три миллиарда тенге, то в Рудном объем субсидий должен составлять минимум миллиард тенге, а то и полтора миллиарда. Тогда перевозчики почувствуют конкуренцию и начнут обновлять автопарк. Такая сумма вызвала удивление депутатов и скепсис:

- Если «Рудныйавтотранс» из года в год утверждает, что на грани банкротства, может, не нужно реанимировать такой бизнес? И в целом я сомневаюсь, что будет конкуренция, ничего не изменится относительно качества перевозок. Считаю, что бюджет нужно как-то скорректировать, и городу самому закупать автобусы. Насчет дифтарифа считаю, что дифференциация должна стимулировать человека, чтобы безналично платить не 100 тенге, а меньше, - высказался депутат городского маслихата от партии «Ак жол» и член общественного совета Оркен Каскатаев.

- Субсиди опять кому будут - ТОО «Рудныйавтотранс»? А водителям что достанется? Сливки снимут и пока, - поддержал коллегу по партии депутат Олег Головачев.

- Будут ли перевозчики выполнять свои обязательства? Все мы знаем о наших проблемах, с тем же маршрутом №14, что-то изменится? - задал вопрос депутат от партии «Amanat» Мурат Искаков.

- Я не случайно предоставил вам проект договора, согласно которому у заказчика, то есть у акимата, будет возможность контролировать субсидирование и контролировать качество пассажирских перевозок, там все прописано. Опять же сейчас мы изменили условия конкурса, чтобы поддержать мелких перевозчиков со своими собственными автобусами. Конкурс проходит по принципу один лот - один маршрут. У нас уже маршрут №14 обслуживает ИП «Алдажуманов Е. Е.», давайте заслушаем его представителя, - ответил заместитель акима Ануар Ескатов.

По словам представителя фирмы-перевозчика, обслуживающего сегодня маршрут №14 в Рудном, пока что они несут одни убытки. Уже заняли 2 млн тенге, и почти все ушло на дизтопливо, также заказали отрывные билеты на 600 тысяч.

- Мы ждем введения дифтарифа, как манны небесной. Очень трудно выживать в нынешних условиях, - сообщила Жумабике Алдажуманова.

Но, по мнению депутатов, население города не сочтет за «манну» предложенный дифтариф. Никто не станет вникать в преимущества нововведения и ждать результатов субсидирования, люди будут рассматривать дифтариф как повышение оплаты за проезд. И те три месяца, когда будет работать тестовый режим с возможностью оплачивать наличными такую же сумму, как и сегодня (100, 90 и 50 тенге), не принесут ожидаемого результата. По мнению депутатов, очередей за транспортными картами в Рудном ожидать не стоит. Люди хотят видеть хорошие автобусы, хотят, чтобы общественный транспорт ходил вовремя, и трудно будет стимулировать население к переходу на ЭСОП при таком «разбеге»  - 100 и 150 тенге.

В итоге комиссия маслихата не согласовала предложенный акиматом проект в нынешней его редакции. От депутатов поступили предложения снизить планку безналичной оплаты хотя бы до 90 тенге. Таким образом проект в том виде, какой он есть сегодня, на сессии маслихата рассматривать не будут. О дальнейших решениях будет сообщено дополнительно.

Фото: И. Старикова

Tags: пассажирские перевозки дифтариф внедрение ЭСОП комиссия рудненского городского маслихата
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.