Руины и заросли

Автор Ирина Старикова. Sept. 25, 2022, 8:01 p.m.

Как на станции Железорудная обстоят дела с благоустройством

Все, кто хоть раз уезжал из Рудного на поезде, были на станции Железорудная. Она в десяти минутах езды от города, если ехать через автомобильный мост, а от пешеходного моста до района пивзавода и «Технодома» и вовсе около километра. Железорудная находится в административном подчинении Рудного, наряду с поселками Горняцкий, Качар и Перцевка, но если в трех последних населенных пунктах уже многое делается в сфере благоустройства, то Железорудная, или «Железка», как ее называют местные жители, находится в плачевном состоянии.

Да, дорогу от автомобильного моста до вокзала «закатали» асфальтом, восстановили освещение, поставили остановку у дома №7 по ул. Привокзальная, а у местной школы – девятилетки построена детская площадка. На этом, как говорится, наши полномочия все… По вечерам от вокзала лучше далеко не отходить – переломаешь ноги на руинах, заблудишься в зарослях кустарников и деревьев. Разве что фотографы найдут здесь вдохновение для сессий в стиле «Сталкер» и постапокалипсис.

Коротко о том, как жил поселок раньше. Скажем прямо, что автор этой статьи как раз из Железорудной и помнит, как все развалилось…

Итак, в поселке располагалась школа-одиннадцатилетка, ее номер был 123-й, а относилась школа к Целинной железной дороге, своя нумерация школ шла по станциям. И в целом железная дорога, как мощная организация, брала на себя почти всю «социалку» и благоустройство станций. В Железорудной по всем основным улицам был проложен асфальт, не было проблем с уличным освещением, в том числе во дворах многоквартирных жилых домов. Кроме школы, здесь был полноценный детский сад, кстати, в него в конце 90-х переехала школа, когда железная дорога начала избавляться от социальных объектов на своем балансе. Здание школы по ул. Железнодорожная выкупил частник, потом в здании случился пожар, а то, что осталось, растащили на стройматериалы местные жители.

Печальная участь постигла и большой станционный клуб, он располагался рядом со школой. Клуб закрыли, потом в нем арендовал помещение под магазин местный предприниматель, дело не пошло, а бесхозное здание быстро разрушилось.

После развала Союза люди массово уезжали из поселка, плюс был демографический кризис, детей становилось меньше. Школу, которая разместилась в здании детского сада, передали на баланс Рудного, присвоив ей 20-й номер. Грозились сделать малокомплектную школу, но все-таки удалось сохранить хотя бы девятилетку.

Также на станции Железорудная бала своя амбулатория, библиотека, пекарня, большой продуктовый и промтоварный магазин, общественная баня. Сейчас сохранны только магазин, дом, где располагалась библиотека (там живут люди), и здание амбулатории, где базируется линейная охрана, которая обеспечивает безопасность на железной дороге. Заброшено также здание почты и производственной столовой.

На ул. Привокзальная – это главная улица, которая встречает всех гостей города, остались заселенными частные дома, пятиэтажный дом, две четырехэтажки (третья располагается около школы) и несколько двухэтажных домов, один из которых вроде был признан аварийным. А пара двухэтажек на Привокзальной и еще по одному такому дому на прилегающих улицах превратились в развалины. Когда в конце 90-х возникли проблемы с отоплением, с водоснабжением люди старались перебраться в Рудный, или вовсе уезжали в другие города и страны. Чаще всего просто бросали свои квартиры, или, если повезет, продавали за бесценок. Дома пустели.

Чего никогда не было в Железорудной, так это веерных отключений электроэнергии, о которых с содроганием вспоминают все рудничане. Жилые дома и пути сообщения обеспечивала электричеством станция, а обесточить железную дорогу, сами понимаете, никто даже в те дикие времена не рисковал. С газоснабжением также проблем не было, так как рядом располагается большая подстанция – поселок был газифицирован давно, по крайней мере, многоквартирные дома. Местная котельная в начале 2000-х была в плачевном состоянии, люди грелись электрическими обогревателями, зачастую самодельными, в домах частенько выбивало пробки, проводка не выдерживала нагрузки. С напором питьевой воды также были серьезные проблемы – старый водовод пришел в негодность, и выше второго этажа вода поднималась только по ночам. Носили воду с колонок и колодцев.

К счастью, город уже решил проблему с питьевой водой и теплоснабжением. Однако благополучным поселком станцию Железорудная назвать все-таки нельзя. Населенный пункт выглядит заброшенным: сплошной бурьян, руины и кустарник, а еще горы мусора, которые прячутся в зарослях повсеместно. Понятно, что мусор принес сюда не акимат Рудного, а вот разрушенные здания можно и нужно снести, и дело не только в эстетике, это элементарно небезопасно.

Опять же глава города Куандык Испергенов часто посещает Качар, проводит встречи с жителями Перцевки и Горняцкого, там кладут асфальт, строят социальные объекты, восстанавливают освещение. А о проблемах ст. Железорудная никто не говорит, разве что одна жительница выступила на большой отчетной встрече с акимом в начале этого года и пожаловалась на отсутствие освещения в частном секторе. С той же проблемой пару писем с подписями в отдел ЖКХ направили жители улиц Железнодорожная и Октябрьская. Этим летом там начали устанавливать опоры, но освещения до сих пор нет.

Да, есть поговорка, что молчащего ребенка не покормят, но и власти города должны сами интересоваться, что происходит в населенных пунктах, находящихся в их ведении.

Сегодня в Железорудную переезжают люди из соседних районов, так как на станции жилье гораздо дешевле, чем в самом Рудном. В числе приезжих многодетные семьи, люди достойны нормального социального обеспечения. Надеемся, эта фотоэкскурсия по ст. Железорудная обратит внимание акима на существующие проблемы, и здесь все будет меняться в лучшую сторону.

Фото: И. Старикова

Tags: станция Железорудная разрушенные здания благоустройство отсутствие освещения
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.