Один лот – один маршрут

Автор Ирина Старикова. Aug. 23, 2022, 11:02 a.m.

В Рудном для перевозчиков меняют конкурсные условия, в чем плюсы этого новшества

Отдел ЖКХ акимата Рудного наметил настоящую «революцию» в сфере организации пассажирских перевозок в нашем городе. Сейчас идет подготовка к конкурсу среди перевозчиков на последующие пять лет, и на этот раз принято решение изменить конкурсные условия. Теперь в один лот входит один маршрут, а не 5, как раньше. Это даст возможность обслуживать городские маршруты не только крупному предприятию, но и тем, у кого не так много автобусов, но достаточно, чтобы работать хотя бы на 1-2 маршрутах.

Обо всем подробно рассказал заместитель акима Рудного по коммунальным вопросам Ануар Ескатов, который также является председателем конкурсной комиссии. Вместе с ним, также руководством отдела ЖКХ, мы посетили базы местных перевозчиков, у которых, что важно, есть свои автобусы, и которые готовы принять новые условия предстоящего конкурса. Речь о ТОО «Транс Авто Азия» и «ИП Алдажуманова». Также, по словам заместителя акима, в нашем городе есть в целом пять кандидатов на участие в розыгрыше лотов. Конечно, вместе с нынешним монополистом – ТОО «Рудныйавтотранс».

- Это конкурентный рынок, и есть по крайней мере пять организаций, которые занимаются пассажирскими перевозками. Они имеют свои автобусы, базы для их обслуживания. Мы пригласили СМИ, показать, что в честной борьбе организации могут участвовать в конкурсе. Что нового предполагает конкурс? Пять лет назад был проведен конкурс, в котором были лоты по пять маршрутов в каждом, и на каждый маршрут запрашивалось определенное количество транспорта с учетом резерва. И это ограничивало возможности небольших предприятий, у которых мало автобусов. Теперь по инициативе комиссии, в которую входит представитель Ассоциации перевозчиков области, разделили все 25 маршрутов на 25 лотов. Это дает участникам равные возможности. Таким образом, на рынке пассажирских перевозок появятся новые самостоятельные участники. На этой неделе, в среду, будет роздан комплект конкурсной документации, потом у участников будет две недели на то, чтобы сформировать и предоставить комплекты, далее около полутора месяцев уйдет на сам конкурс и заключение договоров с поставщиками услуг. Параллельно идет утверждение постановления акимата о внедрении дифференцированного тарифа и электронной системы оплаты проезда, о чем мы говорили ранее, - рассказал представителям СМИ господин Ескатов.

По словам исполнительного директора ТОО «Транс Авто Азия» Олега Насибуллина, еще пять лет назад предприятие не могло соответствовать конкурсным требованиям, к примеру, вместо пяти маршрутов в одном лоте, оно могло бы обеспечить количеством своего транспорта только четыре из них. Теперь изменились в лучшую сторону и мощности фирмы, и условия конкурса стали удобнее, так что речь может идти о том, чтобы взять 5-6 лотов. И даже есть желание обслуживать забытый маршрут №25, о котором так мечтают жители частного сектора.

- Работаем с 2018 года, осуществляем пассажирские перевозки по области, по СНГ, с отделом ЖКХ пока не работали. Давно нужно было так сделать и изменить условия конкурса, в Рудном фирм-перевозчиков мало, но они есть, и сейчас есть возможность развиваться. У кого есть, к примеру, 5-10 автобусов, он тоже может выиграть, без доминирования какой-либо одной крупной фирмы. Стимул будет, ты сам себе хозяин, без посредников, работай хорошо, выпускай на линию автобусы в нормальном состоянии, увеличивай доход. Внедрение электронной оплаты проезда не пугает, как и установка валидаторов, мы же установили GPS-системы на автобусы, и все нормально. Плюс электронная система дает реальные данные по пассажиропотоку, чтоб позволит получить субсидии от государства. Есть желание взять тот же 25-й маршрут, чтобы вздохнул свободнее частный сектор, также есть лот и на маршрут №47, который должен курсировать до больничного городка по ул. Жантемирова, думаю, мамы малышей будут этому рады, ведь там и детская больница. В целом, я считаю, что все маршруты могут быть рентабельными, в том числе маршруты №13 и №14, - отметил Олег Насибуллин.

У ТОО «Транс Авто Азия» сейчас имеется около 30 автобусов в собственности предприятия, в планах дополнительно привлечь сотрудников со своими автобусами.

Готовится выйти на рынок и работать самостоятельно «ИП Алдажуманова». Несмотря на то, что у них десяток своих автобусов, ИП работает под началом ТОО «Рудныйавтотранс». Но база и штат позволяют дальше обходиться без посредников, напрямую заключив договор с отделом ЖКХ.

Мы переговорили с основательницей предприятия Айткуль Алдажумановой и ее сыном Ерханом. Сейчас речь идет о том, чтобы ИП взял на себя 4-5 лотов, в том числе на обслуживание многострадального маршрута №14. Около  20 лет назад Айткуль Алдажуманова обслуживала этот маршрут, и, по ее словам, тогда он не считался убыточным и бесперспективным. Сейчас сын бизнес-леди готов снова «наработать» этот маршрут.

- Почему не работать самостоятельно, если у нас есть техника, свои слесари, электрики, механики, водители, своя база? Надо развивать свое дело и думать о будущем, - рассуждает госпожа Алдажуманова. – Мы также не против валидаторов, готовы работать с электронной системой оплаты, это требование времени, плюс позволит рассчитывать на субсидирование социально-значимых маршрутов.

Когда в нашем городе заходит речь о создании конкурентной среды, невольно вспоминается ситуация с вывозом мусора, когда появление конкурента у компании-монополиста «запустило» ряд проблем. Не повторится ли это уже с пассажирскими перевозками? И что будет, если лоты-маршруты не разберут? Эти вопросы журналисты задали заместителю акима Ескатову.

- Я этих страхов по поводу конкуренции не разделяю. Конкуренция предусмотрена законом, и это касается любой сферы, главное, создать условия для здоровой конкуренции, чем мы и занимаемся, - ответил Ескатов. – После первого этапа конкурса те маршруты, на которые будет подано менее двух заявок, признаются несостоявшимися, и формируются новые лоты, которые будут разыграны повторно. Как раз проведем анализ, какие маршруты интересны перевозчикам, а какие – нет. Это первый этап к субсидированию городских перевозок, сегодня эта сфера страдает. Мы все же рассчитываем на внедрение ЭСОП, это необходимо опять же для субсидирования затрат перевозчиков, это реальная поддержка государства, но опять же нам нужно опираться на фактические данные, что возможно благодаря электронной системе оплаты, о чем мы уже не раз говорили. Судя по ситуации в Костанае, там перевозчики неплохо себя чувствуют. Но опять же внедрение ЭСОП не выгодно людям, которые арендуют транспорт, не имея своего.

Портал iagorod.kz обратился за комментариями к члену конкурсной комиссии, директору предприятия пассажирских перевозок в Костанае Виктору Мущинскому. Он высказал свое мнение насчет изменений конкурсных условий для перевозчиков в Рудном:

- Любые изменения могут быть поначалу болезненными, но сделать это необходимо. Система крупных лотов привела к монополии одного перевозчика, развитие этого бизнеса в Рудном просто зашло в путик. И сейчас уже на уровне страны будут внедрять подобную практику «один лот – один маршрут». Не забываем, что мы идем по пути внедрения электронного билетирования для того, чтобы перевозчики могли получать положенные им субсидии из бюджета, этого требует законодательство еще с 2015 года. Но нужна прозрачность. Валидаторы не приживутся при той схеме, что действует у вас, ведь нужно работать на общем установленном режиме налогообложения, а не дробить бизнес на мелкие ИП, проще говоря, все заработанные деньги должны идти в один «котел». На все должны быть документы: на дизельное топливо, на резину, на запчасти. А пока перевозчики выкручиваются, как могут. Но если будут субсидии, за эти деньги нужно будет отчитываться перед налоговой, фактические затраты должны будут совпадать с поданными в отчетах. Я уверен, пойдет конкуренция, внедрят ЭСОП, пойдет субсидирование, и деньги будут у перевозчиков. И кредиты будут брать, и автобусы покупать. По себе знаю. А укрупнение лотов как раз привело к выдавливанию с рынка мелких перевозчиков, им пришлось искать посредников, с кем-то кооперироваться. В новых условиях все будет иначе, мне уже владельцы автобусов говорят, что рады изменению конкурсных условий.

Прием заявок на конкурс начнется уже через две недели. По предварительным данным ТОО «Рудныйавтотранс» снова готово взять на себя обслуживание всех городских маршрутов, однако есть вероятность, что собственники автобусов, которые сейчас работают с этим предприятием по договору о совместной деятельности, пожелают отправиться в свободное плавание, следовательно, количество единиц транспорта сократится. Как новые конкурсные условия повлияют на ситуацию с пассажирскими перевозками, покажет время, но ясно одно – горожане страдать не должны, хватит с нас, пожалуй.

Tags: пассажирские перевозки один лот один маршрут изменение конкурсных условий акимат Рудного
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.