Общественный совет не одобрил
Автор Ирина Старикова. 12 августа 2022 г. 15:12

Введение дифтарифа на пассажирские перевозки в Рудном вызвало ожидаемые споры
В Рудном 11 августа общественный совет города провел общественные слушания, в ходе которых обсуждали, в том числе, проект постановления акимата «Об установлении дифференцированного тарифа на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городских сообщениях города Рудного». Напомним, проект предполагает введение электронной системы оплаты проезда (ЭСОП), при использовании которой стоимость проезда в автобусе будет 100 тенге, а при оплате наличными – 150 тенге. Как мы сообщали ранее, акимат планирует предоставить горожанам «окошко» в один месяц, и за это время у населения будет возможность оплаты наличными, как и сейчас, по 100 тенге для взрослых, по 90 для пенсионеров и по 50 тенге для детей.
В ходе общественных слушаний начальник городского отдела ЖКХ Юрий Итемгенов озвучил позицию акимата. По мнению местной исполнительной власти, внедрение ЭСОП необходимо по ряду веских причин. Это позволит обеспечить прозрачность тарифообразования и пассажиропотока, вывести из теневого оборота денежные средства для дальнейшего их поступления в бюджет, а главное позволит определить необходимый объем субсидий. Ведь ТОО «Рудныйавтотранс», по информации акимата, находится на грани банкротства, и без субсидирования существовать не может. Какая от этого польза населению? Обещают повышение качества услуг и обновление автопарка. Как отметил замакима по коммунальным вопросам Ескатов, это первый шаг к нормализации обстановки с пассажирскими перевозками в городе. Если сейчас этого не сделать, можно и вовсе остаться без городских маршрутов…
На слушания пригласили также директора ТОО «Рудныйавтотранс» Султанбека Ермуханова и директора филиала ТОО «Alempay» Cагадата Ниязбаева. Последний как раз и представляет фирму – оператора электронной системы оплаты проезда, к слову, эту фирму рекомендовал перевозчик. Ведь в Костанае система внедрена и работает, есть положительный опыт.
- Предлагаем населению сразу несколько видов оплаты проезда безналичным способом, конечно, имеются транспортные карты, в том числе, для льготников, карты работают без интернета. Уже через квартал можно будет увидеть реальный пассажиропоток, также будет известен реальный средний расчетный тариф, - заверил Сагадат Ниязбаев.
Член общественного совета Рудного Оркен Каскатай, который в последствии задаст немало вопросов, возразил:
- Понятно, что это ваш бизнес, вы заинтересованы во внедрении электронной системы оплаты. Но мы в общественном совете для чего? Для того, чтобы представлять интересы граждан. Фактически сейчас тариф поднимают. Акимат говорит о цифровизации и необходимости субсидирования перевозчика, а готово ли на это население? И как считали эти 100 и 150 тенге? И в конце концов стимулировать население к использованию безналичного расчета нужно не так, а к примеру, установить вместо 100 тенге меньший тариф – 80 тенге, 70 тенге, 60 тенге…
Начали разбираться в механизме субсидирования. Сейчас по данным ТОО «Рудныйавтотранс» средний расчетный тариф по Рудному – 817 тенге, и Законом РК не запрещено установить такой тариф, однако МИО не может его утвердить, ведь это вызовет общественный резонанс. Нужно субсидировать, опять же по закону.
- Если дифтариф не рассматривать, то на покрытие этой разницы между 817 тенге и утвержденным сейчас тарифом в 100 тенге будет уходить из казны 4, а то и все 6 миллиардов в год. Вы представляете, какие суммы? На что будем строить дороги, детские площадки и так далее? Если примем дифтариф, увидим, наконец, реальную картину с пассажирскими перевозками, с расходами, - вступил в обсуждение заместитель акима по социальным вопросам, член ОС Азамат Искаков.
Член общественного совета Ольга Березуцкая высказала мнение о том, что ни о каком обновлении автопарка речи не будет, в городе с автобусами уже 20 лет ничего не меняется в лучшую сторону. По данным акимата на все городские маршруты необходимо 106 автобусов. Есть ли они сейчас у ТОО «Рудныйавтотранс»? Березуцкая спросила непосредственно директора предприятия Султанбека Ермуханова. Он, еще ранее высказав обиду на высказывание о «пришлых наемниках» в качестве водителей, отказался отвечать на вопрос о том, сколько сейчас автобусов работает на маршрутах города и рекомендовал обращаться с официальным запросом.
Замакима Ануар Ескатов отметил, что в последствии, при заключении договора с перевозчиком о субсидировании, одним из условий будет прописано обновление автопарка. На сегодняшний день в Казахстане субсидирование перевозчиков отсутствует только в Рудном и в Карагандинской области.
Оркен Каскатай поинтересовался, может ли город сам закупать автобусы и иметь свой автопарк?
- Может, и нет смысла «реанимировать пациента», то бишь перевозчика на грани банкротства?
Ескатов возразил, что закон о госимуществе запрещает это при существующем конкурентном рынке. Стимулировать сферу за счет бюджета можно субсидиями и компенсациями.
Члены общественного совета также выразили опасение насчет реакции водителей автобусов. Не объявят ли они забастовку, когда все перейдет в безналичный расчет? Опять же, не секрет, что зарплата сократится, и сократится ощутимо. Судя по примерам других городов, того же Костаная. Руководитель ТОО «Рудныйавтотранс» заверил, что оклады у водителей будут достойные, если сравнивать с Костанаем, то в районе 300 тысяч тенге, просто водители будут получать расчет на следующий день. Также Ермуханов высказал предложение тестировать систему не месяц, а три месяца, чтобы все могли определиться с вариантами безналичных платежей.
Обсуждение длилось больше часа, отметим, что споры по большей части вызвало не само внедрение безналичной оплаты, а именно дифтариф 100 и 150 тенге. Но опять же это минимальная «планка», на которую соглашается вышеназванный оператор ЭСОП, чего никто не скрывал. Поступило предложение установить стоимость проезда при оплате безналом в 90 тенге. Руководитель фирмы-перевозчика возразил: как это можно сделать, если тариф в 100 тенге утвержден ранее. На что замакима Ескатов ответил, что, принимая дифтариф, акимат уже отменяет все предыдущие постановления.
Так как, по мнению общественного совета, для принятия нового постановления о дифференцированном тарифе было представлено недостаточно обоснований, возникли разногласия и вопросы, решено было перенести голосование до следующих общественных слушаний, их планируют назначить на ближайшую неделю.