Как скоро переедем в «Цифровой Казахстан»?

Автор Ирина Старикова. 7 декабря 2020 г. 15:09

«Рудненский водоканал» готов внедрять электронный документооборот, но на это нужно время

В субботу, 5 декабря, на портале iagorod.kz мы опубликовали материал «Явка обязательна», в котором шла речь о работе ТОО «Рудненский водоканал» со своими абонентами. А точнее, о том, почему даже для того, чтобы снять пломбу с прибора учета, необходимо приходить в отдел сбыта лично и писать заявление. Мы задались вопросом, что мешает принимать подобные заявки по телефону, тем самым сокращая очереди, что в период карантинных ограничений актуально как никогда.

Буквально в день публикации материала с нами связался представитель ТОО «Рудненский водоканал» и пригласил автора статьи на встречу с директором предприятия Сериком Искуженовым. Она состоялась сегодня, 7 декабря.

Серик Искуженов в целом критику принял спокойно, отметив, что обозначенная в материале проблема существует, но регламент работы РКЦ продиктован необходимостью максимально исключить ложные заявки.

- Все знают, что контрольные показания приборов мы принимаем по телефону, но вот заявки на снятие пломбы с приборов учета принимаются в письменном виде. Так как были случаи, когда люди звонили в неадекватном состоянии, а потом забывали о визите контролеров, либо отрицали свое обращение. У нас 48 тысяч абонентов, по штату должно быть17 контролеров, но сегодня не хватает кадров. Контролер приходит на работу к 8 часам, получает наряды с адресами, в смену одному человеку нужно обойти 20, а то и 30 адресов. Иногда контролер ходит по квартирам впустую. Если он не попал в квартиру, ему нужно написать акт, почему он не отработал эту заявку. Это трата сил и времени. Потому заявления принимаются в письменном виде, абоненту необходимо явиться лично, пока так. Но мы постараемся в ближайшее время модернизировать работу с населением. Охват у нас большой, предстоит учесть массу нюансов, это дело не одного дня, - говорит Серик Искуженов.

Руководитель ТОО «Рудненский водоканал» рассказал, что уже в ближайшее время предприятие планирует внедрять электронный документооборот, который будет работать по всем направлениям: договоры, заявки, письма, обращения граждан. Уже прорабатывается вопрос по заключению электронных договоров с потребителями, но есть один нюанс: каждому абоненту необходимо будет иметь ЭЦП (Электронная цифровая подпись), чтобы подтверждать свою личность в онлайн формате. По мнению Серика Искуженова, это может быть затруднительным для людей старшего поколения, а абоненты разделятся на два лагеря: приверженцев старой «бумажной» системы и прогрессивных пользователей Интернета.

- У человека должна быть возможность зайти в личный кабинет, к примеру, на нашем сайте и оставить заявку на пломбировку, заключить договор и так далее, подписавшись ЭЦП. Сегодня на уровне Республики внедряется проект создания ЕРЦКУ, по примеру Российской Федерации. Этим организациям отданы базы данных и практически все полномочия, они даже имеют право взыскивать задолженности через суд, в некоторых городах даже имеются свои контролерские службы. Сейчас мы сотрудничаем с «Город ЕРЦ», до конца года с их руководством обсудим все перспективы, нюансы внедрения электронного документооборота. Чтобы выйти с предложением на акимат, нам нужно все заранее проработать. Когда внедрим новую систему, обязательно оповестим население через СМИ, социальные сети, распространим ролики с пошаговой инструкцией. Но не будем забывать о пенсионерах, это наши самые примерные абоненты, которые исправно оплачивают услуги, но делают это по старинке, им будет трудно понять, как получить и использовать ЭЦП, к тому же не у всех есть компьютеры и смартфоны с выходом в Интернет, - отметил Серик Искуженов. – В период пандемии и необходимости соблюдения карантинных ограничений работать стало сложнее, в частности, это касается очередей в кассы. У нас их пять на город, охвачены все районы, однако скопления людей все равно не удается избежать, люди вынуждены ждать на улице, ведь в помещение больше 4-7 человек не запускают, все зависит от площади. Со своей стороны мы распространили в СМИ обращение к нашим потребителям, чтобы они лишний раз не посещали кассы, оплачивали услуги дистанционно: через Kaspi.kz, терминалы QIWI, а также через «Город ЕРЦ».

Что касается внедрения Telegram-ботов для приема тех же заявлений от потребителей, то, по мнению Серика Искуженова, это небезопасно.

- Через боты активно работает программа фишинга (когда мошенники «выманивают» у граждан персональные данные – ред.), пару лет назад у нас был неприятный инцидент. Мы должны соблюдать политику безопасности, представьте, если «полетит» наша база данных, наработанная годами? Потом придется те же показания обновлять, обходить каждого абонента, - добавил наш собеседник.

Серик Искуженов обещал держать нас в курсе всех нововведений, запланированных ТОО «Рудненский водоканал» по части упрощения работы с потребителями.

Отметим, что программа «Цифровой Казахстан» внедряется на республиканском уровне, на нее выделяется финансирование, потому с поддержкой государства у «Рудненского водоканала» проблем возникнуть не должно, ведь предприятие уже не частное. Да и всем остальным поставщикам коммунальных услуг давно пора двигаться в сторону цифровизации.

Сегодня в мире внедряют IIoT (промышленный интернет вещей) – это технология, по которой счетчики могут автоматически передавать свои показания в централизованную базу данных, через нее в том числе можно управлять и расходом воды, либо обнаружить неисправность, утечку и тд. Например, «Астана Су Арнасы» и «Алматы Су» уже внедряют технические регламенты на законодательном уровне. А нам, по всей видимости, еще какое-то время придется возиться с лишними бумажками. После интервью с директором «Водоканала» я отправилась в РКЦ и написала заявление на снятие пломбы со счетчика. Контролеров обещали прислать завтра, с 8 до 16 часов, значит, теперь на их ожидание кому-то из моей семьи нужно потратить целый рабочий день.

Фото: И. Старикова

 

Тэги:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.