Диалог с «Фемидой»: остаться в плюсе

Автор Ирина Старикова. 3 октября 2019 г. 19:40

Рудничанам рассказали, как отстоять свои потребительские права

Общество защиты прав потребителей «Фемида +» с июня по ноябрь текущего года проводит семинары с жителями Костанайской области. Встречи проходят в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» и при участии Министерства информации и общественного развития РК. Проект направлен на повышение правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей. Представители ОО «ОЗПП «Фемида +» и лично председатель общественного объединения Куралай Ахмединова уже объехали практически все районы и города нашего региона. После визита в Рудный останется только Лисаковск.

В Рудном 3 октября Куралай Ахмединова и главный специалист Департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Костанайской области Айнура Мамиева с утра провели 6 встреч. В городском филиале партии «Нур Отан» пообщались с молодежью, ветеранами, представителями общественных организаций, а в СШ №11, СШ №10 и трех местных колледжах встретились со старшеклассниками и учащимися выпускных курсов.

Корреспондент портала iagorod.kz присутствовала на семинаре в Рудненском горно-технологическом колледже, в аудитории собрались третьекурсники.

Куралай Кенесовна рассказала студентам, что ОЗПП «Фемида +» работает с 2005 года. Сейчас офис общества находится в Костанайском государственном университете им. А. Байтурсынова, где Куралай Ахмединова также преподает на юридическом факультете. У общества есть свой сайт femida-ozpp.kz, аккаунт в Фейсбук femidaozpp, а также работает горячая линия +7 702 410 69 87. За консультацией и помощью специалистов «Фемиды +» могут обращаться все, кому это необходимо. Все услуги – бесплатные.

- Человек рождается потребителем. Ему на протяжении всей жизни необходимы ресурсы, товары, которые он постоянно потребляет. И очень важно знать не только свои обязанности, но и права. В 2010 году в РК вступил в силу Закон «О защите прав потребителей», и основные его положения должен знать каждый гражданин нашей страны, - обратилась к студентам РГТК председатель общественного объединения Куралай Ахмединова.

В ходе своих семинаров представители «Фемиды +» приводят примеры из жизни, ситуации, с которыми сталкивался или может столкнуться абсолютно любой человек. К примеру, приходите вы с другом в кафе, заказываете только кофе или чай, но официант настаивает на заказе горячего блюда, ссылаясь на внутренний устав заведения, так вот знайте – в этом кафе нарушают ваши права.

Еще чаще мы видим в магазинах объявления о том, что товар обмену и возврату не подлежит. Так вот если речь идет о товаре (кроме продуктов питания - ред.) надлежащего качества, то в Казахстане обменять или вернуть по закону нельзя только следующие категории товаров: лекарственные препараты и медицинское оборудование, нижнее белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, товары, продающиеся метражом, а с недавних пор еще и сотовые телефоны. Если качество товара ненадлежащее, есть брак и прочие явные дефекты, тогда даже эти категории товаров можно вернуть.

- Многие потребители не знают своих прав. А грамотные в правовых аспектах люди часто просто не хотят тратить время на поиски правды. Это парадокс. Также многие знают, что необходимо всегда требовать чек, но не делают этого, отсюда потом возникают проблемы с поисками доказательств факта покупки товара. Ситуация разных много. Но чаще всего к нам обращаются за помощью доверчивые пенсионеры, а также молодые люди, которых также часто обманывают недобросовестные продавцы. Если потребитель будет четко знать свои права, неприятных ситуаций и нарушений станет гораздо меньше. Для этого мы и проводим встречи с населением. Пора повышать правовую грамотность людей, - отметила в своем интервью председатель ОЗПП «Фемида +» Куралай Ахмединова.

Главный специалист Департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Костанайской области Айнура Мамиева, выступая на встрече со студентами колледжа, добавила, что  за нарушение прав потребителя нарушителю грозит административная ответственность. Штрафы варьируются от 10 МРП до 50 МРП, в зависимости от формы предпринимательской деятельности. А за повторное нарушение соответствующие органы могут и лишить лицензии на торговлю. По вопросам коммунальных платежей стоит обращаться в Департамент по регулированию естественных монополий. Еще одна распространенная проблема, на которую жалуются потребители – отсутствие POS-терминалов. Айнура Мамиева уточнила, что за отказ принять платеж посредством платежной карты предусмотрена административная ответственность. Наказывать нарушителей – в компетенции органов государственных доходов, то есть налоговиков.

Семинары в Рудном прошли продуктивно, их участники почерпнули для себя много полезной информации, задавали вопросы и получали разъяснения от специалистов.

Фото: И. Старикова

 

Tags: "Фемида +" защита прав потребителей семинары