В «город счастья» пропуск только на одного

Автор Ирина Старикова. June 19, 2019, 11:50 a.m.

Мощную социальную драму явил Рудному народный молодежный театр «Бац»

Бытовое насилие, групповая агрессия, Стокгольмский синдром, абьюзивные отношения, обесценивание чувств близких людей, тотальное одиночество и боязнь своей слабости, конфликт поколений — да много чего еще смог бы отыскать опытный психолог в пьесе «Вагончик», премьера которой состоялась 18 мая, а ровно через месяц в КРЦ «Горняк» театр «Бац» сыграл повторный спектакль.

Те, кто любит яркие зрелища, сразу мимо. Это, скорее, хлеб для ума и души, но очень черствый, его еще нужно суметь прожевать.

Восьмидесятые годы прошлого века. Казалось бы, для современных подростков — дремучее прошлое, но, как отметила режиссер театра «Бац» Наталья Кудрявцева, проблемы, с которыми сталкиваются герои, могут возникнуть в любое время, в любом городе, селе и даже микрорайоне.

Те, кто смотрел кинофильмы «Маленькая Вера» и «Авария-дочь мента», могли провести некоторые параллели с героинями «Вагончика» - «трудными» девочками-подростками, которые оказались на скамье подсудимых за избиение своих подружек. Прокурор в исполнении Любови Бердюгиной ратует за самое суровое наказание — реальное лишение свободы, чтобы, как она говорит, не поощрять тотальную «бездуховность». Ну ладно Пашина и Цыпкина — в их семьях «духовностью» и не пахнет, родители — обычные работяги, выпивают, могут и подраться. Но зачинщица и «атаманша» Инга Белова в исполнении выпускницы школы-гимназии №10, отличницы Татьяны Карташовой должна быть просто оплотом этой самой духовности! Отец героини — первый в подмосковном городке человек, видный архитектор, дома у которого тысячи книг, все его уважают, вон и адвоката нанял лучшего, и даже корреспондент из Москвы приехал с подругой-детским психологом… Сама Инга — удивительного таланта чертежница (папины гены), а на отца смотрит волком, мать вообще за человека не считает, на суде ведет себя вызывающе, не думает раскаиваться и даже просится в тюрьму — от скуки. По иронии судьбы именно отец Беловой (в исполнении Николая Некрасова — ред.) на этой самой подмосковной станции Иня возглавляет строительство «Города будущего», проект которого защитил в Лондоне и даже получил премию. А вот с дочерью совладать не может. Его собственное будущее «отбилось от рук», оно уплывает и растворяется в непробиваемой подростковой агрессии.

Стоит особо выделить еще два персонажа — московского корреспондента Дербина (Павел Ланчев) и его подругу Лилю (Василина Платонова) — психиатра, работающего с трудными подростками. Они по идее должны быть сторонними наблюдателями, Дербин даже кажется на первый взгляд ужасным циником. Но в процессе выяснения собственных болезненных и многолетних отношений эти персонажи помогают зрителю «докопаться» до сути самой пьесы. Лиля поясняет, что такое «эффект вагончика для курящих», когда людей настигает или групповое одиночество, или же групповая агрессия, направленная против кого-то. И этому кому-то может не поздоровиться. Диалоги Дербина и Лили прекрасны, но стоит отметить монологи этой безответно влюбленной женщины, которая находит в себе силы еще и спасать трудных подростков. Лиля рассказывает любимому свой сон: за ветхим станционным забором, наконец, построили тот самый «город будущего», и вот она собрала всех своих подопечных-мальчишек из колоний и направляется радостная в этот город, а на входе узнает, что пропуск только на одного… Невеселая аллегория.

Между тем судебный процесс над девочками-подростками затянулся, все участники на нервах. И только Лиля узнала тайну: девочки избили Верку Арбузову, потому что она раззвонила всем о том, что они носят цветы на могилку недавно разбившегося молодого лесника. Незадолго до гибели парень ехал мимо на мотоцикле и кинул девчонкам букетик цветов. Просто так. Но каждая из этих «пацанок» решила, что вот она — та самая любовь, большая и чистая! И они готовы были защищать ее изо всех сил. За нее хоть в тюрьму.

Тайна осталась между Лилей и девочками, однако судья (Сергей Логинов) не стал лютовать, принял во внимание юный возраст подростков и назначил условное наказание всем трем подсудимым. В финале дети и родители прощают друг друга, рыдают, и идет дождь, как бы смывая все то наносное, что мешало увидеть души друг друга, на самом деле не такие уж и плохие.

Пьесу «Вагончик» написала в 1982 году журналистка Нина Павлова. По замыслу автора через все произведение проходит тема Великой Отечественной войны. В силу молодости актеров театра «Бац» пришлось немного изменить истории героев. Но в финале мы все же узнаем, что во времена Великой Отечественной войны именно на месте этой станции, где судят девчонок, шли ожесточенные бои, и именно группа подростков вышла под фашистские танки, чтобы не дать им добраться до Москвы.

- Судья и прокурор как раз и были теми самыми подростками - героями. Но я подумала, если будем гримировать молодежь под стариков, не избежать фальши. Ну не может молодой актер сыграть умудренного жизнью человека. Сделали основной акцент на подростков, когда родители не слышат детей, а дети — родителей. После премьеры отзывы были очень хорошие, постановку высоко оценили и молодые люди, и старшее поколение. Я очень рада. Все у нас с ребятами получилось. Не зря мы репетировали с сентября! Знаете, актеры сами попросили после Боккаччо поставить что-то современное. Я сразу вспомнила про «Вагончик». Как оказалось, не зря, - говорит режиссер народного молодежного театра «Бац» Наталья Кудрявцева.

На эту постановку нужно ходить семьями, ведь «Вагончик» заставляет задуматься и взрослых, и подростков. Неизвестно, какие испытания готовит нам время, но одинаково страшны и вражеские танки, и нелюбовь близких.

Фото: И. Старикова

 

Tags: театр БАЦ спектакль Вагончик социальная драма
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.