Как не клюнуть на приманку кибермошенников
Автор Ирина Старикова. Feb. 22, 2019, 7:46 p.m.

«Шпаргалку» для граждан разработали казахстанские полицейские
Все больше казахстанцев становятся жертвами мошенничества в интернете. В каждом городе Казахстана есть своя печальная статистика, и полицейские Алматы в помощь гражданам разработали своеобразную «шпаргалку», которая поможет доверчивым гражданам распознать киберпреступника и не попасть на его крючок.
Летом прошлого года в УВД Рудного старший оперуполномоченный Управления криминальной полиции ДП Костанайской области Айдар Мусин провел брифинг для представителей местных СМИ. Тогда он привел некоторые данные. Так, за 8 месяцев 2018 года в Рудном было зарегистрировано 84 факта мошенничества, в том числе 37 фактов — посредством интернета. Только на одну гражданку было заведено 6 уголовных дел — она занималась мошенничеством в сети «ВКонтакте» и через сайт «OLX». Также часто аферисты размещают различные объявления на сайтах «Колеса», «Крыша», где предлагают купить, или выгодно продать авто, недорого снять квартиру. Люди вступают в переписку с мошенником, перечисляя неизвестным суммы на банковские счета, или QIWI-кошельки. Вообще с электронными кошельками надо быть очень осторожными, так показывает печальная статистика преступлений. Проводя анализ случаев Интернет-мошенничества в Рудном, полицейские констатируют еще один факт: наиболее уязвимы карты «Сбербанка» - мошенники получают доступ к вашим счетам и депозитам, легко снимая ограничения по лимиту выдачи крупных сумм. (статья по теме: «Не верьте никому, особенно в сетях»).
Самые распространенные способы интернет-мошенничеств и ценные рекомендации от полиции опубликованы на сайте NUR.kz:
- Самый простой способ: злоумышленник выставляет рекламу о своем товаре в социальных сетях, либо на сайтах объявлений, создает фиктивный Qiwi - кошелек, либо открывает банковскую карту на подставных людей, куда просит перечислять денежные средства за товар, которого на самом деле не существует. После оплаты товара он обещает отправить товар курьером либо почтой, но после этого сразу же блокирует все способы связи с ним.
- Аналогичный способу №1, но здесь злоумышленник рекламирует какую либо услугу (аренда квартир, например), и просит задаток за услугу на Qiwi - кошелек, либо на банковскую карту.
- Добропорядочный гражданин выкладывает объявление о продаже какого-либо имущества в соцсетях, либо на популярных платформах по подаче объявлений. Ему звонит потенциальный покупатель, говорит, что он готов купить товар, однако сейчас находится в другом городе и хочет закинуть задаток на банковскую карточку. После отправки реквизитов банковской карточки, злоумышленник звонит продавцу и говорит, дескать, для того, чтобы закинуть деньги, ему необходимо, чтобы ему продиктовали код, который приходит на телефон потерпевшего. Однако после того, как он узнает код, злоумышленник получает доступ к мобильному банкингу потерпевшего и переводит все денежные средства на подставные счета, либо на электронные кошельки.
- Злоумышленник выставляет объявление о продаже какого-либо имущества по цене ниже рыночной, потерпевшие звонят по объявлению. В беседе злоумышленник говорит, что он находится в другом городе или государстве, и просит прислать задаток через систему денежных переводов Western Union, якобы вы это делаете для подтверждения вашей платежеспособности. Но весь подвох в том, что он просит выслать деньги на ваше же имя, якобы он не сможет снять деньги, так как эти деньги на ваше имя, но при этом просит фото чека, где указывается специальный код, через который злоумышленник сможет снять ваши деньги в любой точке мира, где функционирует Western Union.
- К вам приходит письмо из иностранного государства, вам пишет, якобы, адвокат состоятельного человека, который скоропостижно скончался, и в письме указывается, что вы - его единственный родственник, который получит многомиллионное наследство, и вам нужно срочно выслать деньги на определенный счет за услуги адвоката либо за разблокировку счета и т.д. После перечисления денег, злоумышленник также отключает все способы связи с ним.
К сожалению, все эти способы продолжают успешно «работать». Их жертвами ежегодно становятся тысячи реальных граждан по всему Казахстану. Приведенные ниже рекомендации написаны по итогам ошибок наших соотечественников:
Чтобы не стать жертвой киберпреступников нужно:
- Не пользоваться непроверенными источниками продаж;
- Не передавать третьим лицам информацию о ваших платежных картах, также не передавать различные коды доступа, приходящие через СМС;
- Отказаться от сомнительных сделок через интернет;
- Никогда не соглашаться на предоплату на «КИВИ» кошелек, либо любой другой электронный кошелек
- Если вы решились на покупку через интернет, всячески проверяйте источник продажи. Если продавец находится в другом городе, попросите родственника или друга, находящегося в том же городе, лично встретиться с продавцом.