Четыре часа без электричества

Автор Ирина Старикова. 12 марта 2024 г. 22:35

Почему порядка 6 тысяч абонентов в Рудном попали под аварийное отключение 11 марта

Вечером 11 марта около 6 тысяч абонентов в Рудном остались без электроснабжения. Город частично погрузился во мрак. При этом, далеко не сразу стало известно, что же на самом деле произошло. О причинах аварийного отключения на брифинге 12 марта сообщил руководитель ТОО «ЭПК Atica» Оркен Каскатаев. Это организация, которая занимается обслуживанием электросетей города Рудного. Также Оркен Каскатаев возглавляет Рудненскую энергокомпанию - ТОО «РЭК».

Аварийное отключение произошло около 8 часов вечера, восстановить подачу электроэнергии удалось примерно в 00.40. Все это время без «света» оставались порядка 6 тысяч абонентов из 45 тысяч.

По словам Оркена Каскатаева, произошло отключение ячейки на подстанции «Центральная» в районе супермаркета «Меркурий», которая питает РП-1, расположенную на пересечении улиц Мира-Горняков. Оперативно-выездная бригада в течение часа пыталась выяснить причину, потом были вызваны две оперативно-ремонтные бригады и началась подготовка к переключению.

- Данное отключение произошло именно во время пиковых нагрузок, когда все люди вернулись с работы, соответственно, последующее переключение для запитывания с другой подстанции было более продолжительным, торопиться было нельзя. После подготовительных работ было произведено переключение, нагрузки большие, и было поэтапное включение, то есть мы запитали секции поэтапно. Это все заняло порядка четырех с лишним часов. В первом часу ночи, в принципе, все были запитаны. Ячейка сработала от защиты, то есть мы выяснили, что произошло повреждение кабеля, - сообщил Каскатаев.

По его информации, повреждение кабеля выявлено в районе пересечения улиц Мира и Молодая Гвардия. Его немедленную замену сейчас осложняет мерзлый грунт, плюс нужно пройти все необходимые согласования на работы. Повреждение кабеля могло произойти по разным причинам

- Временной фактор, погодный фактор, просто износ элементарно, когда кабель не новый. Такое случается. Точно пока сказать не можем, что произошло, главное, мы его обнаружили, знаем, где вести работы, - отметил Оркен Каскатаев. - Такое случается, если вспомните, летом тоже были подобные отключения, пусть по причине внешнего воздействия, но были. Вы знаете, большая работа проводится на теплосетях города, и бывает, что подрядчики повреждают кабель, что приводит, по сути, к таким же проблемам. И мы опять, по такому же распорядку переключаемся, а потом устраняем данные ошибки. То есть то, что произошло 11 марта, это ровным счетом практически то же самое. Только без вмешательства извне.

Об аварийном отключении электроэнергии в Рудном стало известно на весь Казахстан. Но в целом, по мнению Каскатаева, ничего экстраординарного не произошло, ведь без электричества осталась даже не половина города, а 6 из 45 тысяч абонентов. Также в брифинге участвовал заместитель директора и начальник оперативно-диспетчерской службы ТОО «ЭПК Atica» Алексей Аносов, который пояснил, как классифицируются аварии, да и в целом, то, что произошло 11 марта, это не авария, а «отказ второй степени».

- Все зависит не от количества отключенных абонентов, а в конце концов мы считаем недоотпуск, который получился, и если смотреть на недоотпуск, то это не крупнейшая авария, были и больше. И количество отключенных потребителей -  это не основополагающий фактор в определении крупности аварий, то есть, если, например, отключится АО «ССГПО» - это будет один потребитель, но это будет крупная авария, по последствиям для экономики и для города несравнимая с отключением шести тысяч абонентов, - отметил Аносов. - Если буквоедством заниматься, то надо сказать, что это была не авария, а отказ второй степени. Авария это нечто более масштабное. При аварии должен быть сброс нагрузки. Ну, в общем, есть критерии определенные, изложенные в правилах.

Алексей Аносов напомнил о событиях 7 апреля 2020 года, когда на нас обрушился ураган: повалило несколько высоковольтных опор у «KEGOC», и Рудный был обесточен весь день.

- Но это было не по нашей вине, стоит отметить, что на наших сетях 6 и 35 киловольт аварий не было тогда, были на сетях 4 киловольта, это частный сектор в основном, избежать этого при таких порывах ветра было невозможно. А наша сеть надежно устояла в том урагане, - добавил Аносов.

Обычным потребителям, конечно, все равно, как классифицируют произошедшее отключение специалисты, главное, что электроэнергии не было. И не было практически никакой информации о том, что же все-таки произошло. Короткое сообщение «Авария на подстанции» журналистам удалось выудить у представителей акимата в чате городских СМИ в 20.25 ч.

В 22.07 в чате СМИ области появилось сообщение уже от областного акимата: « В г. Рудный произошло повреждение питающего кабеля от центральной подстанции. Зафиксировано частичное отключение 4-х улиц города. Повреждение обнаружено, устраняется силами ТОО «Атика». Ситуация на контроле акимата города Рудного».

Наш портал в Инстаграм и Телеграм запустил опрос, чтобы жители Рудного хотя бы сообщили, в каких районах города, на каких улицах нет электроэнергии. Исходя из комментариев, мы сделали выводы, что отключение коснулось не четырех улиц города, как сообщил областной акимат, «поражение» было более масштабным. Также люди писали, что не могут дозвониться ни в диспетчерскую РЭКа, ни в службу «iKomek 109». Уже ближе к часу ночи в Инстаграм нам пришло сообщение от службы «109», что все потребители запитаны. Мы и другие СМИ старались оперативно распространять любую новую информацию, но, повторимся, ее было очень и очень мало.

Оркен Каскатаев в ходе брифинга ответил на претензии жителей в части того, что они не могли дозвониться их диспетчеру.

- Работа диспетчера в данной ситуации - вести координацию с дежурным персоналом, который на подстанциях, с оперативным персоналом, с оперативно-выездным персоналом, чтобы авария была как можно скорее устранена. И он с этой задачей справляется. И когда люди не могут дозвониться, это не значит, что диспетчер положил трубку и никак не реагирует, - пояснил Каскатаев. - По нашему распорядку мы в течение пяти минут уведомляем энергонадзор об аварии, отключениях в группе WhatsApp, потом «iKomek».

Журналисты в ходе брифинга, конечно, постарались выяснить, является ли недавняя авария, или, как ее назвали специалисты, отказ второй степени, следствием износа городских электросетей. А процент износа, по данным Каскастаева, составляет 69%.

- Износ, конечно, влияет. Но оборудование у нас работоспособное, что подтверждается техническим освидетельствованием, оно проводится раз в пять лет. Раз мы затронули тему износа сетей, хочу привести пример. Мы сейчас видим, какие капиталовложения в части теплосетей, за счет чего? За счет того, что государство имеет возможность финансировать. Мы частная компания, мы работаем за счет тарифа. В нашем тарифе предусмотрены капремонты, текущие ремонты и инвестпрограммы, за счет которых мы занимаемся обновлением сетей. Но все это связано с тарифом. Если государство придумает какой-то механизм, чтобы можно было обновлять быстрее, то это другой вопрос. На сегодняшний день у нас утвержденная инвестпрограмма на 2024 год составляет около 150 миллионов. В прошлом году был такой механизм разработан «Тариф в обмен на инвестиции», она позволяет передающим организациям увеличивать дополнительно инвестпрограммы. Мы передающая организация, которая защищает тариф на пятилетний период, мы защитили тариф до 2026 года. И больше мы не имели возможности, но теперь она появилась, в прошлом году мы ею воспользовались. Небольшая сумма в 60 млн тенге дала возможность нам заменить четыре трансформатора, мы упор делали на подстанции, которые питают фильтровальную станцию Рудного. В этом году мы тоже подали заявку на увеличение инвестпрограммы, снова хотим заменять оборудование. Но если вы обратили внимание, я только называю оборудование. Здесь сейчас нет речи ни о кабелях, ни о сетях. Кабели - это следующий наш шаг. У нас есть в планах менять именно сети и линии. Все упирается в тариф. Еще немаловажный такой момент касательно дополнительных инвестрограмм: с прошлого года у нас появилась возможность поднимать уровень зарплаты. С прошлого года ввели такую норму - брать среднеотраслевую заработную плату по Костанайской области. В прошлом году мы вышли на 192 тысячи, теперь на 254 тысячи. Но нужно учесть, что лет десять ничего не менялось, и теперь мы только догоняем. Опять же, если смотреть на ССГПО, где зарплата в нашей отрасли больше, то справедливо будет нам ориентироваться не на всю область, а на наш город. А любые ремонтные работы, надежность, это в первую очередь ресурсы и людской персонал. Нам бы больше ремонтов производить, на это нужно больше людей, больше финансов, - говорит Оркен Каскатаев.

На брифинге были заданы вопросы и о повышении тарифа. Заявки на его увеличение поданы и от «ЭПК Atica», и от «РЭКа». Каскатаев напомнил, что помимо повышения зарплат и дополнительных инвестпрограмм, с июля прошлого года поменялся рынок электроэнергии, то есть закуп идет уже не у станции, а у единого закупщика. И это тоже влияет на тариф. Пока руководитель этих организаций в подробности вдаваться не стал, сообщив, что среднеотпускной тариф планируют увеличить на 30%.

Фото: И. Старикова и «ТВС-Магнетит»

Tags: аварийное отключение электроэнергии брифинг ТОО «ЭПК Atica» Оркен Каскатаев износ электросетей ТОО «РЭК»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оперативно узнавать свежие новости.